Время новостей
     N°78, 07 мая 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.05.2001
Отмылись
Россия выпала из «черных списков»
Российская тема оказалась за бортом обсуждения на прошедших накануне майских праздников Весенних встречах МВФ и Всемирного банка в Вашингтоне. В отсутствие острых проблем в российской экономике заявление саммита министров финансов и глав центробанков стран «большой семерки», который состоялся во время сессии МВФ и ВБ, выдержано в спокойных тонах и, пожалуй, впервые не содержит оборота «мы решительно призываем российские власти к...». Собственно, в последний год у финансистов «семерки» была к России единственная претензия -- в том, что она недостаточно активно борется с отмыванием денег. Но теперь включенная в заявление G7 рекомендация принять закон об отмывании в счет не идет -- российский вице-премьер Алексей Кудрин сообщил коллегам по «семерке», что проект закона уже внесен в Думу.

В то же время новая роль России, не нуждающейся больше в кредитах МВФ, позволила ей занять активную позицию в дискуссии о противодействии отмыванию денег, которая действительно занимает умы мировой финансовой элиты. Спор о том, как МВФ и ВБ могут участвовать в борьбе с отмыванием денег, идет уже несколько месяцев. Страны «семерки» настаивали на том, что Фонд и Банк должны, во-первых, признать 40 рекомендаций FATF (рабочей группы, образованной G7 для координации борьбы с отмыванием) в качестве международных стандартов, во-вторых, готовить в сотрудничестве с FATF специальный раздел об отмывании в ежегодный Доклад о соблюдении странами стандартов и кодексов Фонда и, в-третьих, включить требование о борьбе с отмыванием в кредитные соглашения в качестве условия выделения средств странам-клиентам.

Позиция «семерки» вызвала неприятие не только у большинства стран -- клиентов МВФ и ВБ, но и в самих этих организациях. Высшие чины Фонда пытались доказать его главным акционерам, что рекомендации FATF наполовину состоят из мер банковского надзора, а наполовину -- из стандартов деятельности правоохранительных органов. Ни то, ни другое не является сферой прямой компетенции Фонда. Кроме того, и в этом сотрудники МВФ были солидарны с большинством развивающихся стран, конфликтный стиль деятельности FATF противоречит духу работы Фонда, стремящегося помочь странам при проведении ими реформ. Наконец, еще один аргумент против возведения рекомендаций FATF в ранг международных стандартов состоял в том, что они недостаточно опробованы на практике, поскольку и практика этой организации нерепрезентативна. Так, в «черный список» 2000 года попали 15 стран, которые были проверены на соответствие рекомендациям FATF, -- Россию проверили и включили, а Украину не проверили -- и не включили.

Все эти аргументы стороны высказали 13 апреля на специальном заседании Совета директоров МВФ, который должен был выработать рекомендации к Весенним встречам по теме борьбы с отмыванием средств. Само заседание длилось долго, но еще дольше в МВФ работали над пресс-релизом по его итогам: отчет о дискуссии был опубликован лишь 29 апреля, во время Весенних встреч. Принятое решение каждая сторона считает компромиссом. В частности, решено, что 40 рекомендаций FATF могут быть использованы в практике МВФ, но лишь в части финансового регулирования и надзора. Кроме того, говорится в пресс-релизе, «процедуры FATF должны быть унифицированы с процедурами Доклада о соблюдении стандартов и кодексов (ДСКК), должны применяться единообразно и на основе сотрудничества -- и только после того, как это будет сделано, FATF может быть приглашена к подготовке раздела об отмывании денег в ДССК».

Во время Весенних встреч дискуссия продолжилась, однако многие основные игроки предпочли избежать новых конфликтов. Так, министр финансов США Пол О`Нил приветствовал решение МВФ признать стандарты FATF, но подчеркнул, что ведущая роль принадлежит именно Фонду. Министры финансов Англии Гордон Браун и Франции Лоран Фабиус в своих выступлениях вообще избежали упоминания проблемы отмывания средств.

Одним из наиболее жестких было заявление Алексея Кудрина: «Мы возражаем более всего против процедур FATF, против методов, используемых этой организацией для достижения своих целей. Мы убеждены, что в публикации «черных списков» отразилась политика конфронтации, а угрозы применения санкций абсолютно неприменимы в контексте международного сотрудничества и координации действий, и такая практика может быть только пагубной». В то же время российский вице-премьер отметил, что при подготовке проекта закона по борьбе с отмыванием денег Россия тесно сотрудничала с FATF, включила в него рекомендации этой организации «в максимально возможной степени» и благодарна ей за предоставленную техническую помощь.

В результате коммюнике МВФ по итогам Весенних встреч практически полностью повторило решение Совета директоров Фонда двухнедельной давности. Но в связи с этим будущее борьбы с отмыванием средств оказалось в тумане. Пока МВФ работает над унификацией стандартов, страны, попавшие в прошлом году в «черный список» FATF, могут не беспокоиться, даже если они в отличие от России и не пытались исправиться. В МВФ считают, что если на новой сессии FATF в июне «вообще появится какой-то список, будет скандал». Не исключено, что вашингтонские решения пагубным образом отразятся на судьбе правительственного законопроекта. Представитель СПС Ирина Хакамада, которая находилась во время Весенних встреч в Вашингтоне, на встрече с инвесторами прямо заявила, что в нынешнем виде закон «подорвет все усилия по либерализации российской экономики, поскольку его слишком легко употребить».


Заявление министров финансов и глав центробанков стран G7 о России

Мы приветствуем продолжающийся рост российской экономики и призываем российские власти ускорить темп экономических реформ, которые необходимы для здорового и стабильного экономического развития. России необходимо предпринять шаги для создания экономической среды, благоприятной для инвестиций, как иностранных, так и внутренних, -- такие как укрепление законности, содействие свободному потоку информации, борьба с неплатежами и бартером, укрепление банковской системы и улучшение корпоративного управления. Мы призываем российские власти использовать опыт МВФ и Всемирного банка в решении этих вопросов. Мы приветствуем ратификацию Госдумой Страсбургской конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и призываем российские власти к быстрым действиям по устранению недостатков, названных FATF в июне 2000 года, в частности, путем принятия всестороннего закона по борьбе с отмыванием денег. Эти шаги помогут облегчить интеграцию России в глобальную экономическую систему.

Андрей ДЕНИСОВ