|
|
N°50, 25 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Космическая крыша
Сергей Иванов хочет создать новую систему защиты воздушного пространства России
В России будет создаваться система воздушно-космической обороны (ВКО) страны. Об этом министр обороны Сергей Иванов, совершающий инспекционную поездку по столичному военному округу, заявил вчера на совещании с командованием военно-воздушных сил и противовоздушной обороны страны в академии ПВО им. Жукова (ныне военный университет) в Твери. Для этой цели, по мысли главы военного ведомства, следует использовать и собственно систему ПВО, и войсковую противовоздушную оборону (прикрывает с воздуха части и соединения армии), а также Космические войска. В чем новизна системы, облик которой, по словам г-на Иванова, «уже определен», министр не пояснил. Дело в том, что еще с советских времен у России ВКО как таковая имеется. Структурно она входит сегодня в Космические войска и состоит из систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства и противоракетной обороны центрального, то есть Московского, района.
Исходя из этих соображений, военные аналитики не исключают, что заявление главы Минобороны является преддверием к очередным преобразованиям в Вооруженных силах. Напомним, что Космические войска существуют как отдельный род войск. А войска ПВО входят сегодня в состав ВВС. Кстати, похоже, одним из ответственных за создание новой воздушно-космической обороны станет главком ВВС Владимир Михайлов, заявивший, что «отдельные элементы этой системы уже действуют».
Впрочем, похоже, что в создании ВКО будут задействованы не только военные. Сергей Иванов заявил вчера о необходимости контроля не только военных воздушных средств, но и гражданской авиации, поскольку «весь мир идет по этому пути».
Не исключено, что заявление о создании новой системы обороны -- своеобразный ответ на расширение НАТО. Хотя, как сказал Сергей Иванов, планируемое с 1 апреля появление самолетов Альянса над Балтикой не представляет угрозу для России и даже не нарушает Договор об обычных вооруженных силах Европы, военные могут рассчитывать и на "плохой вариант развития событий". Тем более что генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер пояснил позицию Альянса так: у отдельных стран НАТО нет своего воздушного пространства, все это воздушное пространство НАТО, и блоку необходимо его защищать.
Как заметил г-н Иванов, Россия внимательно следит за действиями НАТО вблизи своих границ и оставляет за собой право при необходимости на адекватные меры. На всякий случай боевую учебу российских средств ПВО уже активизировали: на Балтике отработали самолеты дальнего радиолокационного обнаружения А-50, учения с использованием средств ПВО прошли на Черном море.
При этом не обошлось без проблем. Эстонцы обвинили вчера россиян в том, что воздушное пространство их страны нарушил Ан-26 ВВС России. Наши возражения свелись к тому, что голословные заявления соседей «являются не чем иным, как неуклюжей попыткой обосновать необходимость патрулирования воздушного пространства прибалтийских государств самолетами НАТО».
Тем временем высокопоставленные военные уже комментируют слова Сергея Иванова. Бывший командующий Космическими войсками (ныне руководитель Федерального космического агентства) генерал-полковник Анатолий Перминов, развивая тему, вчера сообщил, что для ускоренного развития новой системы необходима «унификация средств поражения и радиолокационного обнаружения». И первый шаг к этому сделан. Начались работы по коренной модернизации огневых систем ПРО и наземного автоматизированного комплекса управления космическими аппаратами.
Николай ПОРОСКОВ