|
|
N°50, 25 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Наградить нельзя забыть
Открылась выставка соискателей Государственных премий Российской Федерации
Выставка -- занятный атавизм. Ежегодное напоминание о том, что некогда у государства была внятная (иногда даже слишком) позиция в сфере изобразительных искусств. В воде, которой много утекло с того времени, принципы растворились без следа. Оказалось, что в процесс можно впрячь и коня, и трепетную лань. И альтернативного ежика, который больше не щетинится колючками, в надежде получить три тысячи рублей. Выдвинуть теперь легче, чем встарь задвинуть. В этом году жесткое сито отбора прошли художники Илларион Голицын, Герман Егошин, Владимир Корбаков, Олег Ланг, Михаил Рогинский, Валерий Кошляков, Александр Суворов, скульптор Лазарь Гадаев, фотографы Лев Мелихов и Игорь Пальмин, теоретики Елена Борисова, Григорий Стернин, Михаил Соколов, Валерий Турчин.
Присуждаются Государственные премии Российской Федерации за «наиболее талантливые, отличающиеся новизной и оригинальностью произведения, получившие общественное признание и являющиеся значительным вкладом в художественную культуру России». Поскольку представления о таланте, новизне и вкладе сильно отличаются у продвинутых столичных институций и местных союзов художников, выставки соискателей премии в последние годы блистали комическими сочетаниями.
Но времена меняются. И ничего существенное не меняя, зато в полном соответствии с победившими тенденциями к общественному примирению выставка номинантов года нынешнего отразила путь к единству и согласию. Настолько, что кабы не биографии, вывешенные на стенке при входе в зал, и этикетки, можно представить, что почти вся выставленная красота изготовлена двумя-тремя художниками. Относительно успешными эскапистами, отрезанными долгой дорогой или плохим настроением от живой художественной жизни, но где-то что-то раньше углядевшими, услышавшими, запомнившими. Большинство представленных работ навязчиво напоминает о чем-то когда-то виденном, настоящем, оригинальном. Левом МОСХе, Малой Грузинской, большом и всеядном, увы, сгоревшем Манеже. Выставка соискателей легко обошлась без всякой «новизны и оригинальности». Некоторый (не уверена, что значительный) «вклад в художественную культуру» России в прошедшем году внесли лишь два номинанта: Михаил Рогинский -- персональной выставкой (но явно не новыми работами) и Валерий Кошляков -- участвовавший, не особенно успешно, в Венецианской биеннале. Так что, по-хорошему, премию давать некому.
Для провинциальных же художников, которым искать новые пути на старых тропах запретить невозможно, необходимо честно учредить какую-то отдельную премию. А то слезы льются при виде полотна «Испанские художники в гостях у автора картины» -- Владимира Корбакова. Дать премию певцу позавчерашних в присутствии певцов дней вчерашних -- никак нельзя. Но для чего-то же допускают ежегодно подобные эффектные выдвижения. А человек вроде заслуженный.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ