|
|
N°78, 07 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Осчастливлю. Дорого
Чечилия Бартоли впервые спела в Москве
Знаменитая римлянка включила свой московский дебют в турне по странам Северной и Восточной Европы. Гастролирует она вместе с берлинской Академией старинной музыки -- очень славным, хоть и не равным ей по уровню ансамблем восточноберлинских аутентистов. Из страны в страну перевозится один и тот же набор музыкальных номеров. В первом отделении -- Вивальди, во втором -- Глюк. Всего за концерт -- восемь арий и три биса. Ни такта больше. Кому мало -- пожалуйста, в холле продаются диски.
В Большом зале Московской консерватории Чечилия Бартоли выступила в рамках благотворительной программы менеджера Владислава Тетерина «Звезды мира -- детям», опекающей детей-инвалидов. Детство, что и говорить, -- беспроигрышная тема. И некоторое количество инвалидов действительно всегда исправно присутствуют на мероприятиях этого фешенебельного и амбициозного проекта (на концерте Бартоли их поместили в самый труднодоступный второй амфитеатр). Но опознавательным знаком «Звезд мира» являются все-таки никакие не дети, а бестолковая организация, пафосное дурновкусие и унизительное отношение к слушателю, обыкновенно превращаемому в стадное животное.
Программа всегда делала ставку на громкие имена, совершенно не гарантируя при этом высокий художественный уровень. В последнее время ее символом стала стареющая Кабалье с микрофоном в руках. Появление в «Звездах мира» настоящей, реально востребованной звезды, какой является 34-летняя Бартоли, безусловно, стоит считать определенным достижением. Однако добыть ее, видно, было делом столь непростым, что это немедленно сказалось на подчеркнутой нелюбезности заполонивших Консерваторию секьюрити и на рекордной дороговизне билетов, купить которые посчастливилось далеко не всем. Стоили они от одной до десяти тысяч рублей -- слишком много даже по европейским меркам.
Неизбежно образовавшиеся многочисленные пустые места в партере раздражали многих, особенно переполненную галерку, но на настроении дорогой итальянской гостьи, слава богу, никак не сказались. Она была обаятельна, зажигательна, подкупающе приветлива и лишний раз доказала известную истину -- Чечилию Бартоли лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. На сцене певица превращалась то в агрессивную фурию, то в обольстительную куртизанку, насыщая барочную музыку современным драйвом и на каждом крутом вираже вырабатывая адреналин даже у самых хладнокровных слушателей.
Бартоли принадлежит к новому поколению звезд, сделавших себя в условиях жесткой конкуренции и переполненного рынка. Ее голос, называемый колоратурным меццо-сопрано, хорош в первую очередь тем, что редко встречается. У нее нет настоящей силы звука (поэтому слушать ее с консерваторской верхотуры довольно обидно) или красивого тембра. Зато есть голова на плечах и огненный темперамент -- два достоинства, нечасто объединяющихся в одном артисте. В результате на современном оперном олимпе трудно отыскать другую диву, которая бы столь прочно стояла на ногах.
Слава Бартоли держится на трех вещах: феноменальной, почти цирковой технике, эксклюзивном репертуаре из виртуозных арий восемнадцатого столетия, за пределы которого певице хватает ума не высовываться, и поразительной энергетике, делающей вокальный вечер похожим на рок-концерт. В отличие от многих к модному аутентизму она обратилась не от того, что ей чего-то не хватает, а наоборот, от какого-то излишка. Считается, что Бартоли лучше чувствует себя на концертной сцене, чем в оперном спектакле, где она связана по рукам и ногам режиссерской волей. Оркестр заводится с пол-оборота. Зал -- еще быстрее. Эйфория нарастает к концу, когда, кажется, что с каждым бисом Бартоли буквально отдается каждому из слушателей. А те в свою очередь постепенно понимают, что за такое счастье никаких денег не жалко.
Екатерина БИРЮКОВА