Время новостей
     N°50, 25 марта 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.03.2004
Раздел скандинавского имущества
Из одной SAS сделали четыре авиакомпании
Многолетний эксперимент по международной интеграции скандинавских государств в области воздушного транспорта оказался неудачным. Авиакомпания SAS решила окончательно разделиться. Вчера совет директоров авиаперевозчика принял решение поделить структуры компании на три независимые группы -- норвежскую, шведскую и датскую. В Норвегии, например, скандинавские авиалинии сольются с авиакомпанией Braathens под общим именем SAS Braathens. В результате преобразований помимо трех национальных авиалиний будет создана и четвертая -- для выполнения трансконтинентальных рейсов.

Скандинавская авиационная система (так расшифровывается аббревиатура SAS) была создана в 1946 году как альянс шведской, датской и норвежской авиакомпаний для совместного выполнения полетов в Америку. Два года спустя они объединили свою деятельность и на европейском рынке.

В последние годы совместная авиакомпания была хронически убыточной. Результаты 2003 года оказались и вовсе печальными: убытки по итогам года составили 195 млн долл. Это вынудило руководство попробовать реализовать новую стратегию. Прошлой осенью SAS попыталась снизить цены на билеты внутренних маршрутов на 20%, однако к необходимому результату это не привело. В начале марта компании пришлось возвращать стоимость билетов на прежний уровень. Их стоимость на восьми линиях внутреннего сообщения, в частности между Стокгольмом и Карлстадом, Кируной, Эрншольдсвиком, Векше, Эстрсуном, Сундсвалем, Калмаром и Роннебю, выросла от 3 до 15%.

После череды неудач партнеры решили поделить компанию по-братски и бороться с убытками по принципу «каждый за себя». Нынешнее руководство SAS полагает, что разделение приведет к сокращению расходов компании, так как каждая национальная авиалиния сможет быстрее приспосабливаться к конъюнктуре рынка. «Мы добились успеха в необходимом сокращении издержек, -- заявил исполнительный директор SAS Йорген Линдегард. -- Мы признательны профсоюзам, которые пошли нам навстречу. Сейчас у нас есть все условия, чтобы стать самой конкурентоспособной сетевой компанией».

Соглашение с профсоюзами, о котором упомянул глава SAS, в основном касается снижения зарплат пилотам и стюардам. Перед вчерашней встречей руководству пришлось пригрозить профсоюзам массовыми увольнениями и даже закрытием некоторых подразделений, если те не захотят мириться со снижение зарплат и рабочих часов. Данная мера, по расчетам SAS, позволит сэкономить к 2005 году 1,7 млрд долл. «Договоренность с пилотами и стюардами, которая была достигнута прошлой ночью, принесет компании дополнительную экономию средств, а это значит, что акционеры смогут увеличить свою прибыль, -- считает аналитик Jyske Bank Брайан Борстинг, -- до того, как она была достигнута, оставался серьезный риск. Переговоры по зарплате могли вообще провалиться, а персонал мог начать забастовку. Сейчас эта угроза миновала».

Деннис УВАРОВ, Михаил КУКУШКИН