Время новостей
     N°49, 24 марта 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.03.2004
Заплыв «Белокаменки»
«Роснефть» начинает реализацию нового экспортного маршрута
«Роснефть» продолжает развивать собственную инфраструктуру для увеличения экспорта в Западную Европу. Сегодня в Мурманске компания спустит на воду танкер-нефтехранилище «Белокаменка». Это позволит «Роснефти» создать транспортную схему, при помощи которой абсолютно все сырье «Северной нефти» (которая входит в структуру госкомпании) с апреля будет отправляться на экспорт. Через два-три года этим путем «Роснефть» собирается ежегодно экспортировать минимум 8--10 млн тонн сырья.

После того как «Роснефть» год назад приобрела «Северную нефть», госконцерну было необходимо решить проблему экспорта сырья с месторождений своей «дочки». Рассматривалось несколько вариантов. В частности, компания заявляла, что может присоединиться к проекту строительства трубопровода из Западной Сибири в Мурманск. Впрочем, перспективы этого проекта еще весьма туманны, и «Роснефть» уже успела отказаться от него. Кроме того, «Роснефть» обращалась в ЛУКОЙЛ с просьбой рассмотреть возможность ее участия в развитии терминала в Высоцке. Правда, никаких договоренностей так и не было достигнуто, и, как вчера заявили в ЛУКОЙЛе, сейчас эта тема уже не обсуждается.

Между тем добыча у «Северной нефти» увеличивается стахановскими темпами: в прошлом году она повысилась более чем на 55%, в этом запланирован аналогичный рост. В результате в 2005 году компания по плану должна производить 5 млн тонн нефти в год, а в 2007-м выйти на максимальный объем добычи -- 6--6,5 млн. По словам президента «Роснефти» Сергея Богданчикова, «эффективность проекта будет существенно повышена за счет 100-процентного экспорта, который начнется со второго квартала текущего года».

Согласно схеме экспорта, разработанной «Роснефтью», на отрезке нефтепровода Усинск--Ярославль будет сделана врезка в трубопровод в районе станции Приводино. Там нефть планируется переливать в цистерны и перевозить до Архангельска. Строительство нефтеналивной эстакады должно быть закончено в апреле. Затем сырье в Архангельском порту будет загружаться на малые танкеры (дедвейтом 70 тыс. тонн), поскольку крупные танкеры (на 100 тыс. тонн) не могут войти в этот порт, и поставляться на танкер-нефтехранилище «Белокаменка» вместимостью 360 тыс. тонн. После этого нефть можно перегружать на большие экспортные танкеры и экспортировать в порты Европы и Америки.

Как указывается в сообщении «Роснефти», для ввода в действие новой экспортной схемы компания проводит реконструкцию нефтеперевалочной базы в Архангельске. Сейчас ее мощность составляет 2,5 млн тонн нефти в год. Вторая очередь аналогичной мощности будет введена в эксплуатацию в 2005 году. Планируется, что в 2004 году компания направит на экспорт через терминал не менее 2,1 млн тонн нефти, добытой в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.

При этом накопитель «Белокаменка» будет переваливать не только нефть госкомпании. Как сообщили вчера в ЛУКОЙЛе, холдинг заключил с «Роснефтью» договор сроком действия до конца этого года, согласно которому он сможет экспортировать по такой же схеме с использованием «Белокаменки» до 1,5 млн тонн своей нефти. В перспективе через танкер-накопитель будут осуществляться поставки нефти с Приразломного нефтяного месторождения (совместный проект «Роснефти» и «Газпрома»), расположенного на шельфе Баренцева моря. Также в нее будут интегрироваться поставки сырья с сибирских месторождений «Роснефти», в частности с Ванкорского блока (к 2005 году компания планирует нарастить ежегодную добычу нефти на Ванкоре до 1,5 млн тонн, а к 2008-му -- до 6 млн тонн).

Нефтетрейдеры с оптимизмом отнеслись к новости о пуске «Белокаменки». Как заявил агентству Reuters представитель крупной европейской компании, которая регулярно покупает нефть из портов региона Белого и Баренцева моря -- Витино, Архангельска и Мурманска, -- «накопитель значительно упростит логистику вывоза нефти». Поскольку крупный танкер не может войти ни в один из этих портов, ему приходилось долго стоять на рейде в ожидании, пока более мелкие суда загрузят его нефтью, что повышало стоимость экспорта.

Денис РЕБРОВ