|
|
N°49, 24 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Французское консульство отдыхает
Визовый инцидент во французском посольстве, случившийся в минувший уикенд (см. "Время новостей" от 22 марта), привлек внимание российского Министерства иностранных дел. В распространенном вчера заявлении МИД "счел необходимым обратить внимание посла Франции в Москве Жана Каде и руководства французского консульства на необходимость принятия срочных мер для скорейшего преодоления трудностей с оформлением шенгенских туристических виз". Как известно, "трудности" проявились в виде задержки оформления виз точно не установленному числу российских туристов (оценочно называются цифры от одной до двух тысяч человек). Это, в свою очередь, не позволило как минимум трем сотням россиян вылететь во Францию в пятницу, повлекло отмену одного чартерного авиарейса и осложнило отправку еще трех. По мнению пострадавших туркомпаний (а таких насчитывается около 50), столь масштабного визового скандала на российском туристическом рынке еще не случалось за все время его существования.
Российский МИД указал французским коллегам, что "нынешняя ситуация идет вразрез с намерением обеих сторон, отраженным, в частности, в совместном заявлении министров иностранных дел двух стран от 7 ноября 2003 года, вести дело к облегчению взаимных поездок". Французская точка зрения на происшедшее сформулирована в заявлении консульства этой страны, распространенном в понедельник: "...Необычно большой приток запросов на получение виз... осложнил в конце прошлой недели обработку этих досье... Были приняты исключительные меры, чтобы безотлагательно преодолеть возникшие сложности. Консульство Франции поставило перед собой цель обработать все нерассмотренные запросы до вечера среды. Выражая свое стремление учитывать нужды и приоритеты туристических компаний, консульство Франции оставалось в течение всего этого периода в постоянном контакте с ними и выражает им благодарность за сотрудничество".
Пострадавшие туроператоры, со своей стороны, не испытывают к консулам никакой благодарности и опасаются повторения подобных неприятностей. Нынешний кризис они еще не считают преодоленным, хотя и признают, что пик напряженности уже остался позади. Отмененный чартерный рейс консолидировала туркомпания "Эрцог". Ее генеральный директор Михаил Мусинянц рассказал газете "Время новостей", что в понедельник его фирма получила паспорта своих "задержанных" клиентов первой -- сразу после того, как в 15.00 консульство открылось для выдачи документов. Паспорта немедленно отправили в аэропорт, куда сотрудники компании телефонными звонками созвали туристов. Уже в 19.40 самолет унес 148 отдыхающих в Гренобль. Тем не менее нерешенным остается материальный вопрос с отелями, где остановились наши туристы. Пребывание там оплачено с пятницы по пятницу (26 марта). Руководитель туркомпании убеждает французских хотелеров продлить пребывание пострадавшим россиянам до следующего понедельника. Однако возможно ли это технически и кто за это заплатит, пока неясно.
Г-н Мусинянц говорит: "Мы не застрахованы от повторения подобных ситуаций, так как французские консулы могли бы своевременно оформить все визы, но не захотели. Вместо того чтобы работать сверхурочно, они провели выходные, изобретая объяснения, почему это невозможно. Такой подход не внушает надежд". Правда, в понедельник консульство не закрылось в 18.00 и работало сверхурочно -- до 22.00.
Некоторые эксперты считают, что "Эрцог" и его клиенты еще дешево отделались. Судьбы людей, купивших дешевые автобусные туры во Францию, сложились еще драматичнее. "В Бресте происходило что-то невероятное. В пятницу отправили туда детей на поезде без виз в надежде, что их подвезут. Этого не случилось. Кто-то вернулся назад в Москву, кто-то разместился в гостинице, и все ждут и не знают, что делать", -- сказал сотрудник одной из турфирм корреспонденту профессионального информационного бюллетеня БАНКО.
Михаил КУКУШКИН