|
|
N°49, 24 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неженский баскетбол
Борьба ведущих клубов вышла далеко за пределы площадки
Печальная ситуация сложилась в российском женском баскетболе. В преддверии стартующего сегодня плей-офф первенства страны мало кого интересует его спортивная составляющая. Бесконечные скандалы и конфликты между руководителями двух ведущих клубов -- УГМК (Екатеринбург) и ВБМ-СГАУ (Самара) -- давно уже затмили саму суть происходящего на баскетбольных площадках России в олимпийский сезон. Мало кого волнует, какие тактические схемы предложат соперникам наставники соискателей наград, кто из конкретных игроков способен с помощью мастерства решить исход предстоящих матчей в пользу своего клуба. В нынешнем чемпионате непосредственные исполнители отошли на второй план, главенствующее положение в турнире заняла закулисная борьба.
И это при том, что в составе большинства команд хватает высококлассных игроков. Сами матчи с их участием вполне достаточный повод для зрительского ажиотажа. Ведь практически все кандидаты в сборную страны выступают за наши клубы. Тем не менее раскрутка женского баскетбола идет через постоянные пикировки между владельцем ВБМ-СГАУ Андреем Ищуком и председателем совета директоров УГМК Шабтаем Калмановичем. Они максимально используют ресурсы СМИ для своих обличительных или оправдательных заявлений, делая виду спорта сомнительный пиар.
Обстановка накалилась до предела, когда в преддверии «Финала четырех» кто-то бросил гранату в джип генерального директора ВБМ-СГАУ Станислава Трофименко. Благо самого владельца в это время в машине не было. Попытка самарских сотрудников правоохранительных органов опросить руководителей и игроков УГМК на предмет какой-либо информации, которая поможет следствию, была воспринята уральским клубом как оказание психологического воздействия. ВБМ-СГАУ и УГМК не только спортивные команды, это крупные предприятия с большим оборотом, но создается впечатление, что теперь любые криминальные или хулиганские действия в отношении их должностных лиц будут восприниматься общественностью только в баскетбольной проекции.
УГМК вообще официально предложил нашей федерации не проводить матчи в Самаре, усмотрев во время полуфинального матча с московским «Динамо» расистские и антисемитские настроения в отдельных выкриках болельщиков. Уральский клуб даже пожертвовал трофеем, оставив в Екатеринбурге двух звезд -- американку Иоланду Гриффит и лидера сборной Австралии Лорен Джексон, -- дабы не нарушать их психологического состояния. Получается, что дорогостоящую Джексон, самого результативного игрока женской НБА, приобрели только для участия в нескольких матчах. Абсолютно ясно, волжанки и екатеринбурженки без проблем дойдут до суперфинальной серии чемпионата России, а стало быть, новые скандалы напрашиваются уже по определению.
Безусловно, Калманович знает баскетбол и разбирается в его нюансах куда больше, нежели руководители ВБМ-СГАУ. Отказ самарцев от услуг главного тренера сборной страны Вадима Капранова перед началом чемпионата еще как-то можно объяснить их амбициями и нежеланием прислушиваться к тезисам истинного специалиста о клубной стратегии на сезон. Но зачем же заставлять действующего наставника команды Игоря Грудина работать на матчах в клубном шарфе? Такого в нашем баскетболе еще не было. Невольно создается впечатление, что Грудину и его помощнику даже спать приходится в обнимку с клубной атрибутикой. А вот происходящее вне площадки пока складывается в пользу Самары.
Позавчера волжанки получили неожиданный шанс для усиления состава. Тушинский районный суд Москвы расторг трудовой договор олимпийской чемпионки-1992 Елены Барановой с предприятием «Уралэлектромедь», где она числилась спортсменом-инструктором. Ранее именно этот документ считался регулирующим отношения Барановой с УГМК, за который она в этом сезоне не провела ни одного матча. Услугами Барановой еще до окончания срока переходов (1 февраля) заинтересовались в ВБМ-СГАУ, и баскетболистка, оказавшаяся в положении «вне игры» с сентября, ждала судебного вердикта. Письменное заключение по этому делу будет подготовлено к 29 марта. В РФБ, согласно январскому решению исполкома, готовы разрешить переход Барановой при расторжении контракта через суд.
Однако уверенно говорить о том, что Елена в апреле может сыграть в чемпионате России, пока преждевременно. Во-первых, решение суда вступит в силу через десять дней после появления письменного заключения (7--8 апреля), и то при условии, что УГМК не подаст апелляцию в Мосгорсуд. Во-вторых, в УГМК утверждают еще и о существовании подписанного Барановой контракта с клубом, а не только трудового договора с головным предприятием. Хотя сама Елена факт наличия контракта отрицает. С точки зрения возможности Барановой наконец-то вступить в игру все будет зависеть от того, как в РФБ станут трактовать текст ожидаемого 29 марта документа из Тушинского райсуда. Вот и посмотрим, насколько власть имеющие в нашем баскетболе заинтересованы в том, чтобы ведущий игрок сборной страны быстрее вернулся на площадку.
Илья ТРИСВЯТСКИЙ