|
|
N°49, 24 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На сербском пепелище
Россия обещала помочь беженцам из Косово
Россия вернулась на помощь братьям-сербам. В Сербию и Черногорию (СиЧ) по поручению президента Владимира Путина прибыла российская делегация под руководством главы МЧС России Сергея Шойгу. В ее составе бизнесмены, парламентарии и эксперты МЧС. Цель визита -- гуманитарное содействие жертвам новой этнической чистки в крае Косово и Метохи, а также беженцам прошлых лет. По разным оценкам, таких людей в СиЧ порядка 200--300 тысяч.
Сергей Шойгу заявил, что помощь России -- это «конкретная, технологичная программа» по возвращению переселенцев из Косово. Министр особо отметил, что она «будет отделена от общей программы политического урегулирования». В понедельник Сергей Шойгу провел переговоры с Воиславом Коштуницей. Вчера он встретился с патриархом Сербской православной церкви Павлом. Министра ждут встречи с высшим руководством Черногории и в целом СиЧ.
Вчера Сергей Шойгу непосредственно познакомился с тяготами жизни сербов -- вынужденных переселенцев из Хорватии, Боснии, Герцеговины и, конечно, Косово. Сначала в центре размещения беженцев в пригороде Белграда Шойгу приняли за представителя Евросоюза и предупредили, что проблемы югославских беженцев могут перекинуться на Европу. Шойгу ответил: «Я не из Европы. Я из России». Россию сербы любят, ей доверяют и ждут от нее помощи. Среди журналистского корпуса Сербии упорно циркулируют слухи, что Шойгу, возможно, приехал обсудить возвращение российского воинского контингента. Никаких подтверждений этому, естественно, нет.
Лагерь беженцев состоит из десятка бараков на 16 комнат каждый. На восьми квадратных метрах в каждой комнате ютятся по четыре человека. Бараки щитовые, обшиты гипсокартоном и досками. Есть центральное отопление, водоснабжение и канализация. Но готовят на электроплитках, на них же кипятят белье в длинных и очень узких коридорах. Дети ходят в школу за 6 км. Мужчины рады любой работе, женщины сидят дома.
Беженцы из Косово лишились жилья в городах Приштина, Джяковица, Ораховац, Печ. Они и рады бы вернуться, но некуда. А в лагере условия почти невыносимые. Многие дети страдают от астмы. Люди психологически сломлены, считают, что шансов вернуться к своим очагам у них нет. Кто помоложе, стремится за рубеж. Старики смиренно ждут смерти в лагере. Большинство потеряли семью и всякую связь с родственниками. У 70-летней Даны Дадич муж умер в мучениях, сына умыкнули бандиты, а потом подбросили ей труп.
Пять лет назад, 24 марта 1999 года, на строптивую Союзную Республику Югославию (СРЮ) посыпались бомбы НАТО -- якобы ради прекращения этнических чисток в населенном в основном албанцами Косово. Чистки продолжаются и теперь. На протяжении последних лет албанское большинство края выдавливает из Косово при попустительстве Запада неалбанское меньшинство, прежде всего сербов.
Но под гипнозом финансовых посулов Запада новое руководство Сербии с готовностью шло на уступки требованиям евроатлантического сообщества. Особым прагматизмом отличался застреленный в прошлом году премьер Сербии Зоран Джинджич. Он настоял на неконституционной экстрадиции на суд в Гаагу экс-президента СРЮ Слободана Милошевича, на корректировке национального законодательства под требования Международного трибунала по бывшей Югославии, на трансформации СРЮ в малодееспособную СиЧ. И все ради призрачной интеграции с НАТО и ЕС.
Сегодня в мире уже никто не сомневается, что новый виток чисток в Косово спровоцирован бывшими лидерами Освободительной армии Косова. Белград и раньше обвинял их в преступлениях против человечности как в период косовской кампании НАТО, так и перед ней. Но Гаагский трибунал игнорировал эти обвинения.
Комментируя «ВН» эту ситуацию, Воислав Коштуница, нынешний премьер Сербии, экс-президент СРЮ и антагонист Зорана Джинджича, заявил: «Мы будем настаивать на том, чтобы Гаагский трибунал начал рассматривать все случаи преступлений: и чистки против сербов и неалбанцев до 10 июля 1999 года (ввод в Косово натовских сил КФОР. -- Ред.), и все, что было после этого, вплоть до событий нынешнего марта. Истинное правосудие выборочного подхода не допускает». На вопрос, компенсировала ли пятилетняя помощь НАТО и Евросоюза страдания сербского народа, г-н Коштуница ответил нам так: «Конечно, нет. Людские жизни не может компенсировать никакая материальная помощь, никакие деньги».
Катерина ЛАБЕЦКАЯ, Белград