|
|
N°48, 23 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Итера» подала признаки жизни
На исходе первого квартала «Итера» неожиданно решила поделиться с общественностью избранными результатами своей деятельности в прошлом году. Судя по всему, рассказ о том, что группа компаний, объединенных названием «Итера», закончила год с чистой прибылью 57,9 млн долл., имел целью подчеркнуть жизнеспособность и рентабельность бизнеса Игоря Макарова. Однако убедительной эту демонстрацию назвать сложно.
Итоги работы компании подвел совет директоров «Итеры» еще в середине февраля. «В ходе заседания совета было отмечено, что основные параметры бизнес-плана выполнены», -- говорится в пресс-релизе. За год потребителям в России, странах СНГ и Балтии продано 30,7 млрд кубометров природного газа и 387 тыс. тонн нефти и газового конденсата. Консолидированная прибыль группы «Итера» составила 57,9 млн долл., а объем средств, инвестированных ею в газодобычу и строительство газопроводов, превысил 191 млн долл. Комментарии экспертов к столь скудным сведениям о результатах деятельности компании были немногословными. «Прибыль не выглядит соответствующей уровню крупного продавца газа, имевшего доступ на внешние рынки, хоть и в ближнем зарубежье», -- говорит аналитик банка «Зенит» Сергей Суверов. По его словам, если компания действительно хотела бы отчитаться об успехах, она предоставила бы больше данных.
Впрочем, по неофициальным данным, можно составить более насыщенную картину работы «Итеры» в газовой сфере в 2003 году. Из 30,7 млрд кубометров газа компания не добыла самостоятельно почти ничего. Около 16 млрд кубометров она получила как крупный, но неконтролирующий акционер «Таркосаленефтегаза» (от НОВАТЭК) и «Пургаза» (от «Газпрома»). Еще около 7 млрд кубометров было куплено в Туркмении для перепродажи на рынках Закавказья и 6,3 млрд кубометров «Итере» на комиссию отдал сам «Газпром», тем самым спасая ее от невыполнения обязательств в Свердловской области и при этом частично компенсируя свои убытки от поставок газа в Белоруссию. Примерно можно посчитать и выручку от продаж газа, которую в компании почему-то раскрывать отказываются. Белоруссии газ от «Итеры» стоил 303 млн долл., Азербайджану -- около 260 млн долл., Армении и Грузии -- свыше 70 млн долл., а потребителям Свердловской области пришлось раскошелиться на 350--380 млн долл. Несложно посчитать, что в сумме выручка от продаж газа у «Итеры» составила около 1 млрд долл. А чистая прибыль -- лишь 58 млн долл. Даже если другие направления бизнеса группы компаний прибыли не принесли, то получается, что рентабельность газового бизнеса не превышает 6%. Это очень мало для компании, продающей углеводороды в момент очень благоприятной ценовой конъюнктуры.
Объяснение столь низкой рентабельности одно -- «Итере» слишком дорого обошлась комиссия газа от «Газпрома» и закупки топлива в Туркмении после того, как «Газпром» получил в управление узбекский участок газопровода «Средняя Азия -- Центр», по которому газ идет на экспорт (в том числе в Закавказье).
В нынешнем году ситуация для «Итеры» ухудшилась. Она фактически лишилась закавказского и белорусского рынков и поставляет газ только в Свердловскую область, что значительно снижает и оборот, и рентабельность газовой деятельности компании. Кроме того, надежды компании на расширение своей ресурсной базы за счет ввода Берегового месторождения не оправдываются. В начале апреля исполнится год, как «Итера» объявила о готовности поставлять газ в единую систему газоснабжения. Но до сих пор так и не получила разрешение на подключение к «трубе» от «Газпрома». Монополист требует от компании г-на Макарова построить 200-километровый газопровод до Нового Уренгоя, который расширит транспортные возможности системы и позволит прокачивать газ одновременно с Берегового месторождения и Заполярного (разрабатывается «Газпромом»). Однако у «Итеры» пока нет средств -- около 400 млн долл. -- для финансирования этого строительства, и пока непонятно, могла бы она их привлечь.
Алексей ГРИВАЧ