|
|
N°49, 24 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Слепая ласточка с весною
Псой Короленко представил ораторию «Жизнь» по Чайковскому
18 мая на сцену Екатеринбургской филармонии выйдут 150--170 человек -- Магнитогорская хоровая капелла и Уральский симфонический оркестр под руководством дирижера Дмитрия Лисса. Этим увесистым составом будет исполнена Пятая симфония Чайковского. Точнее -- практически все ее оригинальные ноты. Звучание же симфонии будет заметно отличаться от привычного. Симфонию не только сыграют, но и споют. Композитор Владимир Николаев, один из любимых авторов российского новомузыкального сообщества, переписал популярную партитуру так, чтобы ее можно было исполнить оркестром и хором, почти без какого бы то ни было авторского вмешательства. Лишь трепетное отношение «перекомпозитора» к освященному традицией музыкальному тексту должно здесь выдавать современную руку. Впрочем, обещают в музыкальной части и негромкие сюрпризы.
Между тем в московском клубе «Проект О.Г.И.» Псой Короленко -- автор текста к новой оратории «Жизнь» (а именно так, со ссылкой на ненаписанный Чайковским одноименный опус, будет называться его перелицованная Пятая симфония) -- представил публике литературную часть проекта под эгидой Свердловской филармонии и Института ПРО АРТЕ. Ученый, популярный клубный человек, поэт и музыкант, а с недавних пор еще и оперный певец, известно преуспевший на поприще соединения высоких и низких, интеллектуальных и карнавальных традиций, пропел, прочитал, пробормотал, протараторил, проговорил и проинтонировал практически весь мелодический контур симфонии и весь ее свеженаписанный текст от первой до последней части, включая подголоски.
Филолог и актер, отдушина насупленных интеллектуалов и модной молодежи (их повод для встречи), Псой Короленко был призван автором проекта Петром Поспеловым вслушаться в хрестоматийную симфонию, обросшую хрестоматийными трактовками, услышать и всю ее хрестоматийность, и всю ее свежесть, ознакомиться с концепцией, структурой и исследованиями, а потом -- угадать и выразить смыслы, заложенные в музыке автора великого сочинения (вроде «Войны и мира» или «Братьев Карамазовых», как сказано в аннотации).
«В сравнении с другими симфониями Чайковского Пятая -- самая вокальная. Она вся соткана из мелодий, которые просятся на голос и на слова. Пятая полна непроизнесенных слов. Слова будто заперты в нотах, они просятся на свободу. Их нужно только отгадать и спеть... Соединяя широко известное произведение Чайковского с новым, оригинальным текстом, мы стремились создать современное высказывание на вечные темы: душа и Бог, человек и народ, судьба и Россия», -- говорят авторы проекта, который обещает стать очередным раундом в трудном бою интеллектуалов за право трепать нервы вечным ценностям и любить их так, как любят оперную арию за утренним туалетом, -- интимно и запанибрата.
В оратории «Жизнь» публика услышала слова и смыслы от евангельских до бытово-романсных. Чайковский выражается здесь фрагментами фраз и рифм от Хлебникова, Блока и Мандельштама до советской песни. Текст течет как музыка (в данном случае буквально это и предполагалось), причем песенные реминисценции преобладают, а вечные темы (душа-Бог-человек-народ-судьба-Россия), обрастая ласточками, рябинами, бобэобями, и проч., неожиданно превращаются в мелодические подробности.
Цитатное творчество Псоя Короленко крайне индивидуально и, встроенное в подобный, стремящийся к анонимной коллективности проект, могло и не попасть в пазы. Тем не менее автору текста удалось почти раствориться в музыке Чайковского, так что красивое, нервное бормотание полузнакомой лирической речи будто всплывало из полупомнящихся и подразумеваемых музыкальных волн.
Юлия БЕДЕРОВА