|
|
N°48, 23 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Семейный Фаберже
Директор сочинского музея начал антикварный ликбез земляков
Работники Сочинского художественного музея на днях увидели очередной шедевр из домашних коллекций своих земляков. Житель курорта Александр Понкратов выставил перед искусствоведами небольшую, но очень изящную серебряную кофейную чашечку. «Здесь, на донышке, стоят клейма, -- сообщил владелец чашки. -- Посмотрите, а вдруг это Фаберже». В семье Понкратовых эта чашечка хранилась как бабушкин подарок, о котором вспомнили лишь недавно -- после нашумевшей истории с возвращением в Россию коллекции яиц Фаберже. Предположение, что старинная вещь изготовлена этим же художником, сделал друг Александра, который в тот день, когда по телевидению говорили о яйцах, заметил, что клеймо «К.Ф.» может означать «Карл Фаберже».
По словам директора художественного музея Петра Хрисанова, с первого взгляда было ясно, что перед экспертами стояла действительно ценная вещь. Конечно, слово «шедевр» слишком громкое для этого предмета, который скорее всего был частью кофейного сервиза, но несомненно то, что чашечка сейчас является раритетом, изготовленным в Московском филиале фирмы Карла Фаберже в 1895 году. «Я работаю в музее 17 лет, и за это время только дважды сюда приносили изделия фирмы Фаберже, -- говорит г-н Хрисанов. -- Кофейная чашка -- лишь третий случай...»
Вообще же, Понкратовы далеко не первые сочинцы, обратившиеся в местный художественный музей с просьбой провести экспертизу вещи, которая, на их взгляд, может представлять ценность. Еще в прошлом году Петр Хрисанов задумал на одном из сочинских телеканалов передачу, в ходе которой в прямом эфире эксперты осматривают предметы, извлеченные из домашних «запасников», и определяют, насколько они могут быть интересными на рынке антиквариата. Результативность задумки превзошла ожидания. Ежедневно в музей звонят 10--15 человек и предлагают посмотреть их ценности. Экспертизу прошли уже более 300 предметов. Среди множества старинных вещей порой обнаруживаются, как в случае с кофейной чашечкой работы Фаберже, истинные произведения искусства. Например, около месяца назад сочинец Владимир Вовк принес в музей небольшой рисунок, хранившийся у него дома. Оказалось, что это набросок Ильи Репина к его знаменитому полотну «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Главная же цель «антикварной» передачи, как ее определяет Петр Хрисанов, -- помощь людям, чтобы они понимали, чем владеют, и не попадались на уловки скупщиков. Рынок антиквариата в провинции толком не устоялся, и порой люди за гроши продают вещи, которые спустя несколько дней выставляются в московских магазинах по цене в десятки, а то и в сотни раз превышающей закупочную. Только из соседней с Сочи Абхазии, по оценкам специалистов, за последние десять лет вывезено антиквариата на 3--4 млн долл., причем бывшим владельцам было выплачено перекупщиками не более 100 тысяч.
Похоже, что телевизионный ликбез, инициированный директором художественного музея, не остался незамеченным в Сочи. Цены на местном рынке антиквариата в последнее время растут чрезвычайно быстро. Подлинные, рейтинговые вещи только в течение 2003 года подорожали почти в четыре раза. Судя по тому, что к директору Сочинского художественного музея Петру Хрисанову уже приходили «коллекционеры» с вопросом «Слышь, мужик, че тебе надо?», он своими бесплатными консультациями попал в одну из самых больных точек.
Игорь ГЛАНИН, Сочи