Настоящим международным скандалом обернулись высказывания высокопоставленного американского дипломата,
опубликованные вчера в газете «Время новостей». Заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Стивен Пайфер в интервью нашему корреспонденту намекнул, что американцы помогли спецслужбам Катара арестовать двух российских чекистов, обвиняемых в причастности к убийству 13 февраля лидера чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева. «По просьбе катарской стороны мы предоставили Катару очень незначительное техническое содействие, но в основном катарцы действовали сами», - заявил г-н Пайфер. И эта цитата из его интервью вчера была с удивлением процитирована ведущими мировыми информационными агентствами.
Естественно, что Москва, весьма болезненно переживающая арест в Катаре представителей собственных спецслужб, обвиняемых в ликвидации одного из лидеров чеченского сопротивления, не могла оставить подобное признание без внимания. Впрочем, официальные представители МИДа и разведки от комментариев случившегося по понятным причинам воздерживаются - упреки в адрес американцев будут равносильны признанию в том, что взрыв джипа с Яндарбиевым был санкционирован и планировался по указанию российских властей. Однако атака "вторым эшелоном" на заокеанских партнеров, на словах призывающих к совместной борьбе с международным терроризмом, но не забывающих и о противодействии нашим спецслужбам, идет полным ходом. Вчера в Госдуме уже обсуждали публикацию в газете "Время новостей", и, по мнению председателя парламентского комитета по международным делам Константина Косачева, Россия должна немедленно запросить у США разъяснения по поводу высказываний г-на Пайфера. «Нам предстоит выяснить масштабы и причины содействия США властям Катара», - заявил г-н Косачев, напомнив, что американцы в свое время согласились с включением Зелимхана Яндарбиева в составленный ООН список наиболее опасных террористов.
Помочь парламентариям в создании соответствующего резонанса, похоже, должны и отставные разведчики, которые тоже начали комментировать признания г-на Пайфера. Так в интервью Интерфаксу ветеран российских спецслужб Игорь Прелин предположил, что под словами о «незначительном техническом содействии» может подразумеваться «применение в отношении россиян психотропных препаратов и специальных методов ведения допросов». Г-н Прелин заявил: «У катарских спецслужб при проведении допросов вряд ли есть в арсенале что-то, кроме методов грубого физического воздействия. Изощренными «техническими средствами» в этой сфере обладают только развитые страны, в том числе США».
Атаки возмущенных россиян пока опровергают лишь анонимные источники в посольстве США. Неназванный представитель американского посольства заявил вчера Интерфаксу, что США направляли в Доху лишь "небольшую группу экспертов-техников по взрывчатым веществам", которые "не играли никакой роли в аресте каких-либо подозреваемых или расследовании по делу каких-либо подозреваемых".
Между тем все добровольные защитники арестованных чекистов напомнили, что Катар до сих пор не предъявил российской стороне доказательств того, что задержанные причастны к убийству Яндарбиева. К тому же власти Катара препятствуют общению задержанных с адвокатами и российским консулом, которого к ним пускают не более одного раза в неделю. Только вчера, как выяснила газета «Время новостей», катарское посольство выдало визы российским адвокатам, защищающим чекистов, и специалистам по мусульманскому праву, консультирующим защиту. Сегодня эта группа вылетает из Москвы в Доху.
Однако в столице Катара россиян ждет встречный резонанс. Там вчера дала первую пресс-конференцию жена Зелимхана Яндарбиева Малика, собирающаяся окончательно поселиться в Катаре. Она рассказала, что ее сын Дауд, ехавший 13 февраля с отцом в том злосчастном джипе, выжил, но почти потерял слух. Суд над российскими чекистами, возможно, состоится в Дохе в ближайшие дни.