|
|
N°48, 23 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чем обернется вступление России в ВТО для сельского хозяйства страны?
В тексте правительственной Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003--2005) отмечено: «Страна может стать полноправным членом ВТО, приняв на себя комплекс обязательств в области импортных тарифов, уровня субсидирования сельского хозяйства, доступа на рынок услуг, а также в сфере законодательства и практики его применения».
Россия подала заявление о присоединении к ГАТТ-ВТО в июне 1993 года. Первое заседание рабочей группы по определению условий такого присоединения состоялось два года спустя -- в июле 1995 года. За восемь лет с начала переговоров прошло уже девять заседаний группы по сельскому хозяйству. Наиболее ответственной формой переговорного процесса являются двухсторонние и многосторонние встречи экспертов, на которых российская сторона стремится отстаивать свои национальные интересы. Надо признать, что далеко не всегда она достигает успеха. Одна из причин -- жесткая позиция ряда стран-экспортеров, заинтересованных в либерализации доступа своей продукции на российский рынок. Пришлось отступить и в вопросе о базовом периоде для расчета мер поддержки и уровня связанных таможенных тарифов.
Члены ВТО пользуются режимом наибольшего благоприятствования во внешней торговле с другими членами, получают возможность разрешения торговых противоречий и конфликтов. Фирмы, выступающие экспортерами на мировых рынках в условиях справедливой конкуренции, вынуждены заботиться о снижении издержек, расширении ассортимента и качества продукции, продвижении высоких технологий. Это позитивно влияет на макроэкономические процессы государства -- члена ВТО. Конечные потребители в таких странах благодаря либерализации внешней торговли получают доступ к разнообразным товарам и услугам иностранного происхождения. В результате для них расширяется диапазон выбора и, следовательно, возможности более эффективного использования доходов.
За все преимущества, однако, приходится платить, соблюдая правила, предусмотренные документами этой организации. Как показали исследования Всероссийского института аграрных проблем и информатики РАСХН, вступление в ВТО накладывает на новых членов гораздо более жесткие обязательства по либерализации торговли, чем те, которые взяли на себя старые члены этой организации. Правила ВТО не предусматривают особых режимов для государств с переходной экономикой, которые только выходят из тяжелого кризиса. Одновременное снижение государственной поддержки, открытие рынков и отказ от экспортных субсидий имеют отрицательные последствия и для производителей, и для бюджета, и для продовольственной безопасности страны.
Наши расчеты с использованием имитационной экономико-математической модели позволили количественно измерить уровень соответствующих рисков. По данным ВТО, в 2000 году объемы мирового агропродовольственного экспорта/импорта равнялись 558 миллиардам долларов. Доля России в экспорте -- 1,3 процента, в импорте -- 1,9 процента. Из-за несбалансированности этого сектора внешней торговли Россия ежегодно теряет 3,3 миллиарда долларов. Либерализация российского рынка по правилам ВТО приведет к снижению доли России в мировом экспорте до одного процента при одновременном увеличении доли в импорте до 2,3 процента. Стоимость импорта превысит стоимость экспорта на 7,3 миллиарда долларов. Этот «прирост» дефицита на 4 миллиарда долларов можно интерпретировать как величину суммарного риска, связанного со снижением конкурентоспособности аграрного сектора России после присоединения к ВТО на диктуемых в настоящее время условиях. Велика ли эта величина? Она в 2 раза превышает расходы на сельское хозяйство в консолидированном бюджете РФ и составляет 15 процентов от стоимости валового выпуска продукции отрасли.
Сценарные расчеты по имитационной модели торговой политики позволяют определить, что при полной либерализации российского рынка благосостояние потребителей повысится на 2 процента, поступления в бюджет за счет снижения импортных пошлин сократятся на 24 процента, чистый доход производителей сократится на 5 процентов.
Хотя в долгосрочной перспективе выгоды от вступления в ВТО, по-видимому, более весомы для России, чем трудности и потери начального периода, она должна проявлять известную осторожность в ходе ведущихся сейчас переговоров, действовать с расчетом и оглядкой. Вступать в эту организацию нужно, но не любой ценой.
Эльмира КРЫЛАТЫХ, доктор экономических наук, Академик РАСН