Время новостей
     N°48, 23 марта 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.03.2004
Россия и Израиль поделили "воздушный" радар
В сделке на 1 млрд долларов доля "Рособоронэкспорта" составит 100 млн долларов
Израильская компания Elta и ФГУП "Рособоронэкспорт" в конце прошлой недели формально поделили между собой контракт на поставку в Индию трех самолетов дальнего радиолокационного обнаружения. Соглашение о проведении работ по этим самолетам подписано 18 марта в Тель-Авиве. Сам контракт с индийскими ВВС (для исполнения которого и заключено российско-израильское соглашение) вступил в силу 10 октября прошлого года. Он предусматривает продажу Индии израильских летающих радаров Phalcon, смонтированных на российских самолетах Ил-76. Технические характеристики этого гибрида, как говорят специалисты, лучше, чем у аналогичной американской системы Е-3 AWACS. Общая стоимость сделки неофициально оценивается в 1 млрд долл. Правда, на долю России, по тем же неофициальным оценкам, придется не более 100 млн долл. Техническими исполнителями с российской стороны будут Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева (входящий в состав корпорации «Иркут»), Авиационный комплекс имени Ильюшина и научно-производственное объединение «Вега».

Самолет дальней радиоэлектронной разведки А-50 (на основе которого сделан российско-израильский AWACS для Индии) был принят на вооружение Советской армии в 1985 году. Внешне он похож на стандартный Ил-76МД с необычным «грибом» на спине (под этой конструкцией расположены антенны локаторов). До крушения СССР успели изготовить 20 таких машин. По неофициальным сведениям, 16 из них и сейчас остаются в составе вооруженных сил России. «Воздушный радар» способен засечь низколетящий истребитель на расстоянии 230 км, крупную морскую цель -- за 400 км. Самый известный случай применения этих машин относится к зиме 1991 года, когда они по приказу советского руководства следили за перемещением сил антииракской коалиции во время первой войны в Персидском заливе.

В 1997 году Таганрогский АНТК им. Бериева при участии «Росвооружения» заключил договор с израильскими авиационными предприятиями о создании варианта А-50 для поставок в третьи страны.

Первая поставка намечалась в Китай, и она вышла, как и полагается, «комом». В 1996 году израильская корпорация IAI заключила с правительством КНР соглашение на поставку четырех самолетов, оснащенных радаром Phalcon. Собственно, под это соглашение она и вступила в партнерство с АНТК им. Бериева. Китайцы даже сделали предоплату за первый самолет. Но идея оснастить китайскую армию таким современным разведывательным инструментом не понравилась США. Под их давлением в июле 2000 года Израиль разорвал китайский контракт. В декабре 2001 года власти КНР привлекли за это несостоявшихся израильских партнеров к суду и, по неофициальным сведениям, отсудили 350 млн долларов.

В прошлом году, как сообщала израильская пресса, американцы также давили на своего главного ближневосточного союзника, пытаясь заставить его разорвать и индийский контракт. Но в данном случае интересы израильского ВПК перевесили.

По мнению экспертов, именно этот ВПК, а не российский, получит основную выгоду от сделки. А-50 никогда не экспортировались на коммерческих условиях, следовательно, рыночной цены на них не существует. По словам заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, американский аналог Е-3 стоит порядка 250 млн долл. с радиоэлектронной начинкой. В то же время «пустой» самолет Ил-76МД, даже если его оснастят наиболее современными на сегодня российскими двигателями ПС-90, не должен стоить больше 25--30 млн долл. Поскольку Россия предоставляет для этого контракта только «летающие платформы», а радиоэлектронику берут на себя израильтяне, г-н Макиенко оценивает российскую долю примерно в 100 млн долларов.

Михаил КУКУШКИН
//  читайте тему  //  Военная доктрина