|
|
N°47, 22 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
День санкционированного Патрика
Любителям ирландских праздников разрешили гулять строго по расписанию
Самым любимым иностранным праздником из тех, что легко прижились в России в последние годы, для столичной мэрии, похоже, является День святого Патрика. Во всяком случае мэр Москвы Юрий Лужков лично подписал распоряжение о проведении в минувшее воскресенье парада по случаю дня памяти этого ирландского святого на Новом Арбате и даже согласился на несколько часов перекрыть для движения автотранспорта все прилегающие улицы. Правда, сам градоначальник праздновать не пришел -- и, быть может, потому сотрудники столичной милиции строго следили за тем, чтобы торжества уложились точно в отведенные сроки.
Ирландская диаспора в нашей стране насчитывает порядка трехсот человек. Однако посол этой страны Джеймс Шарки утверждает, что в России очень много людей, интересующихся ирландскими обычаями и культурой. «Там, где мы не можем взять числом, мы берем энтузиазмом», -- объяснил он. Вообще-то парады в честь «крестителя» Ирландии проводятся в Москве с 1992 года, но в этом году энтузиазма, похоже, не хватило. Без Юрия Лужкова поклонников у ирландского святого в Москве набралось не так уж и много -- около 5 тысяч человек. Несмотря на обилие наряженных в зеленые одежды участников парада, общий тон празднества отдавал серым -- из-за обилия людей в милицейской форме, строго следивших за прохождением колонны по Новому Арбату и пресекавших попытки проявления несанкционированной радости.
Парад в Москве, официально названный Фестивалем ирландской культуры, можно считать Днем святого Патрика с большим количеством оговорок. Его действительно по традиции открыл оркестр кельтских национальных музыкальных инструментов, а у большинства участников парада на лацкане был приколот обязательный атрибут этого праздника -- цветок трилистника, приколотый к лацкану. (Напомним, что, по легенде, святой Патрик, принесший в Ирландию христианство, с помощью трехлистного клевера объяснил людям понятие Святой Троицы.) Другие ирландские традиции в Москве не очень-то соблюдались. Например, в этот день полагается выпить хотя бы одну рюмку спиртного, и в Ирландии обычно знаменитый эль разливают гуляющим прямо на улицах. Однако в мэрии, разрешившей проведение праздника, такую крамольную традицию решили не перенимать и на всякий случай вблизи запретили продавать любые спиртные напитки, в том числе и пиво.
Отсутствие на Новом Арбате горячительных напитков могло бы остаться и незамеченным, если бы не хромала в целом вся организация праздника. Обещанные «красочные автоплатформы» больше напоминали рекламные машины спонсоров. Сценки из жизни святого разворачивались на фоне щитов с названиями различных компаний. В так называемой кульминации парада, рок-мистерии «Последнее искушение святого Патрика», музыканты и певцы будто бы между прочим зазывали всех присутствующих в один из самых больших ночных клубов города. А знаменитая ирландская волынка, для которой был выделен отдельный грузовик, гудела так, что в прилегающих в Новому Арбату зданиях дрожали стекла.
Надо отметить, что столпившихся на тротуарах прохожих до определенного момента даже не пускали в парадную процессию. Корреспондента газеты «Время новостей», как и других москвичей, пытавшихся подойти к колонне, отвел за руку на «безопасное расстояние» бдительный сотрудник милиции, объяснивший, что «он просто выполняет свою работу». Приобщиться к ирландской культуре зеваки смогли только после того, как машины, на которых разместились музыканты, остановились на улице Знаменка. Но радость была недолгой. Через 20 минут, когда отведенное мэрией на торжество время истекло, гуляющим поклонникам святого Патрика весьма прозрачно напомнили о том, что они находятся вдали от Ирландии. На разгоряченную песнями и плясками публику выпустили две поливальные машины.
Анна ШПАК