Время новостей
     N°47, 22 марта 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.03.2004
Запятнанная репутация
«Лики любви» завершились большим конфузом
Фестиваль «Лики любви» прошел в девятый раз. На будущий год у него юбилей, который Марк Рудинштейн не преминет надлежащим образом отметить -- этому неутомимому продюсеру всегда хочется праздника, только дай повод. Но если мы зададимся вопросом о том, что праздновать и чему радоваться, то ответ не будет однозначным.

С одной стороны, «Лики любви» ежегодно представляют вполне честную конкурсную программу, показывая Москве фильмы в основном не громкие, но достойные, из тех, что в прокат не выйдут. Однако, как правило, интерес к фестивалю возбуждают не они, а те картины, что скоро и так появятся на экране. Свидетельствует ли это об особенностях вкуса московских зрителей? Скорее о том, что прокатчики этому вкусу умеют угодить лучше фестиваля, а также, что мода куда более мощный стимул, чем любознательность. Как бы там ни было, возможность удовлетворить интерес к среднему фестивальному уровню мирового кино «Лики любви» дают, было бы желание.

Однако помимо конкурса и любопытных внеконкурсных программ фестиваль имеет и внешнюю оболочку -- церемонии открытия и закрытия. В этом году в отличие от прошлых на них было показано российское кино. На открытии состоялась премьера фильма Сергея Соловьева «О любви», о существовании которого знали, но которого никто не видел. Вокруг Дома кино охотились жаждущие лишнего билетика, зал был переполнен, и хотя кое-кто с показа разочарованно ушел, начало фестиваля обнадеживало.

Увы, в дальнейшем этот уровень сохранить не удалось. Интерес к течению фестиваля, несмотря на перенос сроков его проведения с января на март (что диктовалось именно расчетом на большую активность публики), оказался ниже прошлогоднего. А церемония закрытия, прошедшая в четверг, 19 марта, повергла доброжелателей фестиваля в горестную печаль.

Для закрытия был выбран фильм дебютантки в игровом кино Татьяны Воронецкой «Рецепт колдуньи». Режиссер (кстати, до этих пор хорошо себя зарекомендовавшая в документальном кино) вышла на сцену вместе с творческой группой в составе актеров Амалии Гольданской (бывшей Мордвиновой) и Виктора Ракова, композитора Павла Турсунова, оператора Александра Демидова, а также приглашенной звезды, певицы Наташи Королевой. На сцене Татьяна Воронецкая выглядела очень милой и располагающей к себе женщиной, и ничто не предвещало катастрофы.

Картина, показанная на закрытии международного фестиваля, -- в присутствии иностранных дипломатов, получавших призы за фильмы из своих стран, членов жюри, так доверчиво благодаривших Россию за удовольствие от плодотворной работы, кинокритиков (их, видимо, почуявших заранее уровень картины, в зале было мало) и прочей, куда более малочисленной, чем на открытии, публики -- оказалась не просто слабой, малопрофессиональной работой, но еще и какой-то полной дикостью по содержанию. Уж извините, я расскажу сюжет - зря, что ли, высидела весь фильм.

Итак, живет балерина, ей тридцать лет, и она решает вдруг уйти из театра, так как ее роли отдают молодым. У нее, понятно, депрессия, поэтому балерина видит во сне себя танцующей (как -- отдельный разговор), а наяву обсуждает со своей подругой, чем бы ей заняться от скуки. Подругу играет как раз Наташа Королева, которой показалось, что в роли энергичной бизнес-леди, глуповатой и доброжелательной, отсутствие актерского таланта и южный говорок ей не помешают. Эта подруга советует несчастной завести любовника или, еще лучше, ребенка. Но любовника балерина не хочет, а ребенка не может -- по каким то таинственным причинам, которые так и не становятся понятны. Муж у нее есть, отношения у них хорошие, врач подтверждает, что дама здорова, хотя подруги обсуждали, что пять лет назад с ней было что-то не в порядке. Нам показывают бесконечные беседы двух девушек то на тренажерах, то в бассейне, то за столиком в кафе, во время которых Наташа Королева цитирует все благоглупости, вычитанные из журнала «Лиза». Балерина решается завести ребенка от мужчины из стриптиз-шоу, но в последний момент робеет и едет к колдунье, которая выдает искомый рецепт. Следуя ее советам, героиня заводит собаку и, наконец, начинает любить (собаку, конечно, тоже, но еще и красавца, встреченного ею на прогулках с четвероногим другом). Тут колдунья через подругу сообщает, что желанная беременность уже наступила. В следующем кадре героиня уже нянчит полугодовалого ребеночка, происхождение которого темновато. Однако чтобы утешить добропорядочных зрительниц, им показывают, как (видимо, спустя года два) героиня со своей собачкой приходит в соседний двор, где встречалась с красавцем, и никаких следов его существования не обнаруживает. Все.

Конец. Сценарий, между прочим, написал известный и уважаемый автор Валентин Черных.

Девяносто три минуты, которые шел фильм, показались вечностью. Давно на экране я не видела таких мучительно долгих, бессмысленных проходов героини по безликим новостройкам, столь частых и пустых крупных планов, не слышала столь монотонной и необязательной музыки, не наслаждалась столь частой сменой туалетов, уродующих вполне симпатичную Гольданскую -- она только что выходила на сцену, очень прилично одетая... Спрашивается, вот за что все это?

Неужели отборщики фестиваля, до сих пор показывающие себя людьми вполне вменяемыми, видели этот шедевр? Им это понравилось? Или их что-то или кто-то заставило включить это, извините, кино в программу фестиваля? Неужели расчет на поклонников Наташи Королевой? Тогда нечего удивляться, что нормальное европейское кино не много находится охотников смотреть, поскольку оно и то, что мы увидели на закрытии, находятся в разных мирах.

И пока государство будет выделять деньги на съемки такого убожества, в надежде, что где-то есть зрители, способные заплатить деньги за удовольствие это увидеть, а уважаемые фестивали выпускать такое на экран, ни публика не будет уважать российское кино, ни прокатчики не согласятся заменить в своих планах рядовые, но крепко сделанные американские фильмы на неряшливые отечественные изделия.

Премии фестиваля «Лики любви»

Международное жюри фестиваля под председательством известной актрисы скандинавского кинематографа Лены Эндре лучшим фильмом фестиваля признало «Освобожденную зону» (Германия) режиссера Норберта Баумгартена.

Приз за лучшую женскую роль получила Сара Поли, снявшаяся в совместном канадско-испанском фильме «Моя жизнь без меня».

Приз за лучшую мужскую роль достался Ондржею Ветхому из словацко-чешской картины «Крутые радости».

Лучшим романтическим дуэтом признаны актеры датского фильма «Взгляни налево, увидишь шведа» -- Сидсе Бабетт Кнудсен и Бъорн Къеллман.

Спецприз жюри присужден актерской паре из фильма «Классика» (Корея).

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино