|
|
N°47, 22 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Раненая демократия
Президентские выборы ослабили позиции Тайваня
Прошедшие в субботу президентские выборы на Тайване обернулись масштабным политическим скандалом. Кандидат от Демократической прогрессивной партии (ДПП) Чэнь Шуйбянь победил с микроскопическим преимуществом, набрав 50,11% голосов. Тандем его соперников в лице председателя партии Гоминьдан Лянь Чжаня и кандидата на пост вице-президента, лидера Партии близости к народу Сун Чуюй отстал всего на 29 тыс. голосов. Число недействительных бюллетеней было почти в десять раз больше -- 337 тысяч.
Разъяренная оппозиция, претендовавшая на победу с перевесом в 6--7% голосов, не признала итоги голосования. По острову прокатились демонстрации протеста. Вчера по требованию Лянь Чжаня Верховный суд опечатал все урны для голосования, собранные с 13 тысяч участков. Сегодня будет решаться вопрос о назначении судьи для рассмотрения иска, возможно, будет проведен пересчет голосов.
Гоминьдановцы полагают, что чаша народной любви склонилась в пользу Чэнь Шуйбяня непосредственно накануне голосования -- сразу после загадочного покушения на него. В пятницу президент и вице-президент г-жа Люй Сюлянь получили огнестрельные ранения, когда ехали в отрытом джипе по улицам города Тайнань на юге острова. Президенту поцарапало живот, вице-президент была легко ранена в ногу. Оба покинули госпиталь через несколько часов после оказания им помощи.
Оппозиция намекает на инсценировку -- лидеры острова ехали в открытой машине без бронежилетов, выстрелов не слышали даже их охранники, ранения обоих были легкими. Поиски стрелявших успехом не увенчались. Желая избежать обвинений в обмане, врачи обнародовали фотографии, запечатлевшие процесс обработки царапины на президентском животе. Городские власти Тайнаня уже распорядились сохранить медицинские записи госпиталя, рентгеновские снимки и восьмичасовую видеозапись из операционной на случай судебного разбирательства.
Одновременно с выборами на острове прошел первый в истории референдум, устроенный по инициативе ДПП. Плебисцит провалился -- участие в нем приняли лишь 45,2% избирателей, тогда как выборные бюллетени опустили в урны 80% проголосовавших. Людей просили ответить на два вопроса: если Китай не уберет нацеленные на Тайвань ракеты, надо ли закупать в ответ современные средства ПРО? И надо ли вести мирные переговоры с материком? По существу на референдуме победила оппозиция, призвавшая людей не участвовать в сомнительном плебисците, способном серьезно омрачить отношения Тайваня с материком.
На прошлой неделе глава российского МИДа Сергей Лавров назвал референдум «контрпродуктивным», так как его реализация привела бы к обострению напряженности в Тайваньском проливе. Президент США Джордж Буш еще в декабре предостерег Тайбэй от резких политических шагов. Узнав о провале референдума, китайские власти с удовлетворением заявили, что «провокация» не удалась -- итоги так называемого "референдума" не имеют "никакой силы", факты свидетельствуют, что такие "незаконные" действия не встречают одобрения.
Пекин предлагает острову воссоединение по формуле «одно государство -- две системы», примененной к Гонконгу и Макао. В ответ Тайбэй заявляет, что условием сближения является демократизация политической системы КНР. Новое руководство Китая во главе с Ху Цзиньтао прилагает большие усилия для построения на материке правового государства, однако быстрая демократизация может привести к краху однопартийной системы и вызвать в стране хаос. Теперь Пекин имеет моральное право порекомендовать Тайбэю оставить менторский тон и заняться совершенствованием политической системы у себя на острове.
Позиции Чэнь Шуйбяня ослаблены ничтожным перевесом над оппозицией и провалом референдума. Вместе с тем руководитель группы тайваньских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин в беседе с «ВН» отметил, что число голосов за Чэнь Шуйбяня значительно выросло -- в 2000 году он получил всего 39,3%. «Все четыре года он проводил откровенно сепаратистскую линию, главным образом в сфере идеологии и культуры. Выборы показали, что эта линия оказалась востребованной и принятой, она приобрела новых сторонников. У жителей острова укрепилось сознание своей самобытности и отдельности от материка», -- заметил эксперт.
Если Чэнь Шуйбянь продолжит движение в этом направлении, то через год-другой он может решиться на новый референдум -- на этот раз по одобрению конституции независимой «Республики Тайвань». Пекин может воспринять это как приглашение к военному решению проблемы. Однако Александр Ларин полагает, что после выборов перспектива провозглашения независимости Тайваня не стала более реальной: «Статус-кво сохранится, крупных перемен ждать не стоит».
Александр ЛОМАНОВ