|
|
N°46, 19 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Переговоры по Корее как новая региональная организация
Импичмент, ровно неделю назад объявленный южнокорейским парламентом президенту Но Му Хену, вызывает законное беспокойство: а не сорвутся ли шестисторонние переговоры по ядерной проблеме на Корейском полуострове. Ведь противоречия вокруг позиции Республики Корея (РК) в отношении Севера и растущие противоречия с США и стали причиной столь неординарных шагов южнокорейской оппозиции.
Но пользующийся поддержкой 70% населения Но Му Хен, вероятнее всего, будет восстановлен в должности конституционным судом. Хотя ждать скорого результата от переговоров не стоит: слишком велики расхождения между главными противниками -- США и КНДР. Пока нет и общего понимания, что составит «пакетную сделку». Только ли замораживание военной программы КНДР или демонтаж всего ее потенциала в ядерной области, включая урановую программу? Последуют ли со стороны США декларативные гарантии безопасности КНДР или конкретные шаги и экономическое содействие?
Поиск компромисса может затянуться. До ноябрьских президентских выборов в США спешки не будет. Пхеньян надеется на более выгодный для себя политический расклад после выборов. Вашингтон же не хочет обострять ситуацию накануне выборов, но и делать уступки тоже не собирается. В случае переизбрания Джорджа Буша США смогут навалиться на несговорчивых северокорейцев уже с новыми аргументами, привлекая на свою сторону остальную «пятерку» -- Японию, РК, КНР и Россию.
Тем не менее шестисторонние переговоры -- беспрецедентное для Северо-Восточной Азии геополитическое явление. Впервые страны региона пытаются договориться в многостороннем формате. И здесь уместен тезис «Цель -- ничто, движение -- все». В деле недопущения распространения ядерного оружия в Корее процесс, может быть, важнее результата. Переговоры снижают вероятность возникновения чрезвычайной ситуации. А если их результатом станет снижение политической напряженности, вопрос о необходимости «средств ядерного сдерживания» может отпасть для КНДР сам собой, как это произошло в Южной Африке.
Знаменательно и создание рабочих групп, которые без особого внимания СМИ и сенсационного ажиотажа будут кропотливо сближать позиции. Конечно, если на то (особенно у КНДР и США) будет серьезный мандат и политический импульс. Можно надеяться, что шестисторонний процесс не будет обделен и пристальным вниманием руководства МИД России, несмотря на отъезд главного переговорщика и высокого профессионала Александра Лосюкова послом в Японию. Прекрасно владеет проблематикой новый глава МИДа Сергей Лавров, намеренный в конце апреля -- начале мая обсудить с южнокорейским коллегой подготовку третьего раунда «шестисторонки». Идею шестисторонних переговоров Россия выдвинула первой еще в 1994 году и последовательно ее отстаивала.
«Шестисторонка» -- отличное место для обсуждения многочисленных проблем региона, начиная с мер военного доверия и до экономических проектов. В перспективе возможно и обсуждение зоны свободной торговли.
Когда ядерная проблема КНДР и проблема обеспечения ее безопасности будут решены (до этого ох как неблизко), «шестисторонка» сможет расширить свой мандат и продолжить деятельность -- вплоть до создания новой региональной структуры. Например, она могла бы называться Организацией безопасности и сотрудничества в Северо-Восточной Азии. Прецеденты есть -- из переговоров по узкой теме пограничного урегулирования в 2001 году родилась Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Тот факт, что Россия стала инициатором и первоначальным участником многостороннего процесса, -- ее крупный дипломатический задел на будущее.
Георгий БУЛЫЧЕВ, профессор, Центр изучения современной Кореи при ИМЭМО РАН, -- для газеты "Время новостей"