|
|
N°46, 19 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Реформа в себе и для себя
«Газпром» перехватил инициативу у правительства
Не прошло и недели после того, как Владимир Путин окончательно разбил надежды на реформы «Газпрома» в период своего президентства, а монополист уже выступил с видением собственного будущего в новых условиях. Председатель правления концерна Алексей Миллер объявил, что первый этап самосовершенствования «Газпрома» на уровне головной компании завершен, и менеджмент приступает ко второй стадии реформирования под громким названием «оптимизация структуры управления основными видами деятельности на уровне дочерних обществ». Тем самым компания дала понять, что прошлогодние дискуссии о структурных преобразованиях в газовой отрасли сняты с повестки дня. А как ему и газовой отрасли дальше жить -- «Газпром» будет решать самостоятельно. Характерно, что момент выбран крайне неудобный для главного акционера монополии -- правительства, которому по техническим причинам сейчас не до этого. Новый кабинет министров на данном, самом важном этапе подготовки преобразований оказался за "рамками процесса" и в конечном счете будет поставлен перед фактом.
Революционные с точки зрения менеджмента «Газпрома» шаги были рассмотрены на вчерашнем совещании по вопросу внутрикорпоративных преобразований в компании. Г-н Миллер пригласил к себе для разговора генеральных директоров дочерних обществ в сфере добычи и транспортировки газа и членов рабочей группы по совершенствованию корпоративной структуры «Газпрома». «Основные задачи первого этапа реформы «Газпрома» -- совершенствование структуры управления, регламентных процедур и системы бюджетирования на уровне головной компании в целом решены. «Газпром» переходит ко второму этапу реформирования -- повышению эффективности работы общества как вертикально интегрированной компании и оптимизации структуры управления основными видами деятельности на уровне дочерних обществ», -- цитирует г-на Миллера пресс-служба концерна.
Менеджмент «Газпрома», осмелевший от решительного президентского вето на любые посягательства на целостность монополии, начал активно продвигать идею, что и сам прекрасно справляется с «реформой». Более того, успешно завершил первый этап -- на уровне головной компании. Неважно, что, по мнению экспертов, позитивных результатов этих преобразований не видно. «Судя по отчетности «Газпрома» по международным стандартам за 9 месяцев 2003 года, новая «система бюджетирования» не имеет особого успеха, -- говорит аналитик Brunswick UBS Максим Мошков. -- Так, в начале 2003 года компания объявляла о внедрении программы сокращения затрат на 1,3 млрд долларов, однако по итогам трех кварталов (по сравнению с аналогичным периодом 2002 года) операционные расходы «Газпрома» выросли на 3,1 млрд долларов, или на 30%». Единственное, чем может похвастаться менеджмент, так это уменьшением затрат на обслуживание долга. Но, во-первых, в минувшем году сходных результатов достигло большинство крупных российских компаний, а, во-вторых, снижение составило лишь 4%. «Столь серьезное расхождение между бюджетным планом и конечным финансовым результатом, зафиксированным в отчетности, свидетельствует о том, что менеджменту «Газпрома» можно смело вернуться к реализации «первого этапа» самореформы», -- говорит эксперт.
Но Алексею Миллеру нужно срочно рапортовать президенту об успешных результатах своей деятельности по повышению прозрачности «Газпрома» и намерении добиться еще больших успехов в этом направлении, поэтому на такие «мелочи» в компании не отвлекаются. Тем более что уровень доверия Владимира Путина к этим докладам остается довольно высоким. Последнее подтверждение этому было представлено в ходе ночной беседы только что переизбранного президентом Путина с журналистами, когда он убежденно говорил о продающемся в России газе по цене ниже себестоимости.
Второй этап газпромовского самореформирования будет включать в себя давно обещанное выделение из газотранспортных «дочек» непрофильных видов деятельности (добычи, переработки, ремонта, телекоммуникации и пр.). Прежде всего это коснется «Сургутгазпрома», который уже в начале 2005 года должен лишиться газоперерабатывающего комплекса, и «Севергазпрома», у которого будут изъяты добычные подразделения. В отдельные компании будет выделено хранение газа, добыча, транспортировка и сбыт нефти и конденсата, социальная сфера и электроэнергетика. По словам представителя компании, все решения и нормативные документы должны быть готовы до конца этого года, а их воплощение в жизнь растянется вплоть до 2008 года. «Будут расставлены приоритеты, и в трехлетний срок мы намерены завершить весь комплекс преобразований», -- подчеркнул он. Сейчас же в течение одной-двух недель руководители «дочерних» структур должны представить свои замечания и предложения по представленному пакету документов.
Чиновник Минэкономразвития, которое еще полгода назад было непримиримым борцом за радикальные структурные изменения в «Газпроме», был очень сдержан в комментариях. «Это, конечно, не реформа, но мы приветствуем совершенствование системы управления компанией», -- сказал он газете «Время новостей». Говорить о том, будет ли министерство настаивать на реструктуризации монополии, он отказался.
Однако и так понятно, что «Газпром» перехватил у реформаторов инициативу и перешел от прошлогодней тактики блокирования попыток навязать ему преобразования в атаку. Политический карт-бланш от Кремля дает ему довольно широкие возможности для формирования повестки развития отрасли, которая, судя по озвученным предложениям, останется до предела монополизированной. Что касается эффективности и прозрачности «Газпрома», то в складывающейся системе ее уровень будет задавать сам менеджмент, что изначально делает его сомнительным.
Впрочем, рынок уже давно не ждет от «Газпрома» и его руководителей прорывов. «Нужно отдавать себе отчет, в какой стране и каких условиях находится эта компания, -- говорит аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров. -- Сейчас благодаря хорошим ценам на внешнем рынке состояние «Газпрома» далеко от критичного, а, значит, ожидать от менеджмента и государства решительных шагов не стоит».
Алексей ГРИВАЧ