Служба внутреннего надзора Организации Объединенных Наций (ООН) начала вчера расследование деятельности чиновников, отвечавших за программу экономических санкций против Ирака, известную под названием "Нефть в обмен на продовольствие". Фред Экхард, представитель Генсека ООН Кофи Аннана, сообщил, что уже допрошены ооновцы, ответственные за ее реализацию. ООН запросила у Временного управляющего совета Ирака (ВУСИ) и гражданской администрации США в Ираке все документы, могущие помочь расследованию. Как стало известно вчера, ООН отправила в Багдад уже два письма. Ответа пока нет, но, по нашим данным, он может быть дан в ближайшие дни.
Основанием для начала расследования стал черный список, опубликованный еще в январе небольшой иракской газетой «Аль-Мада» ("Горизонт"). В списке, как заявил газете «Время новостей» главный редактор издания Фахри Карим (
интервью), фигурируют имена политиков, бизнесменов и журналистов -- около 270 человек из 46 стран. Все они будто бы брали взятки от иракцев, помогая правительству Саддама Хусейна, свергнутому в прошлом году американцами, обходить международные санкции. Самый большой список, по словам г-на Карима, касается россиян и российских компаний. Но если российские власти проигнорировали эти обвинения, то ООН отнеслась к ним серьезно.
В рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие» совершались тысячи крупных и мелких сделок. Суть ее была в том, что иракцы продавали нефть, а на вырученные деньги (за семь лет, по разным данным, это была сумма от 50 до 65 млрд долл.) закупали оборудование, продовольствие, медикаменты, другие товары. Программа была начата в 1996 году, несколько облегчив режим международных санкций, введенных против Ирака еще в 1990 году.
Самое сложное положение из-за разгорающегося скандала у киприота Бенона Севана, возглавлявшего программу «Нефть в обмен на продовольствие» все последние годы, вплоть до ее сворачивания 21 ноября прошлого года по решению Совбеза ООН. 1 мая Севан намеревался спокойно прекратить работу в ООН, уйдя в отставку. В эти дни он в отпуске, который ему сильно испортил этот скандал. Вчера Севану пришлось снова оправдываться и отрицать, что он якобы за взятки смотрел сквозь пальцы на то, как бывший иракский режим добывает нефти больше положенного и присваивает выручку от ее продажи в обход банковских счетов ООН. В соответствии с международными санкциями напомним, все торговые операции правительства Саддама находились под контролем ООН и совершались через строго определенные банковские структуры.
Иностранные бизнесмены, работавшие в Ираке в период санкций, неоднократно жаловались автору этой статьи, что ни одна серьезная сделка с этой страной не обходилась без взяток, в том числе сотрудникам ООН, и без того официально получавшим зарплаты от 5 до 7 тыс. долл. в месяц.
ООН и ее специально созданный комитет №661 были главной инстанцией, которая утверждала или не утверждала контракты, подписанные между иракцами и их зарубежными партнерами. К сделкам и представляемым по ним документам можно было придраться, а можно было и не придираться. Ходили упорные слухи, что если в комитете №661 не подмажешь, то с бизнесом в Ираке далеко не уедешь. Понятно, однако, что эти рассказы нуждаются в документальных подтверждениях, розыском которых в Ираке и занимается сейчас ООН. Если доказательства коррупции в ООН будут найдены, то это, естественно, может затронуть и тех, кто эти взятки давал. А больше всех с Ираком в те годы работали россияне.