|
|
N°46, 19 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Претензий больше не имеется
Российские следователи прекратили уголовное дело в отношении Александра Конаныхина
Вчера стало известно о неожиданной «кончине» одного из самых затяжных и скандальных криминальных расследований в российской истории -- в отношении бывшего главы Всероссийского биржевого банка (ВББ) Александра Конаныхина, обвинявшегося на родине в хищении 8 млн долл. Об этом объявил сам беглый банкир, с 1992 года проживающий в США и все это время боровшийся за то, чтобы американские власти не выдавали его российским следователям.
По сообщению зарубежных информагентств, г-н Конаныхин рассказал, что получил на днях письмо от московского следователя с просьбой прийти на допрос, а также уведомлением: «С вашего согласия дело прекращаем». Произошло это, по разным данным, то ли еще 25 февраля, то ли 12 марта. По сообщению банкира, дело было прекращено при содействии его московского адвоката Алексея Созина. В постановлении о прекращении следствия говорится, что в его материалах «отсутствует заявление руководителей банка о факте и размере причиненного ущерба действиями А.П. Конаныхина». То есть теперь выясняется, будто изначально само уголовное дело в отношении главы ВББ, который обвинялся в хищении 8 млн долл. у своего же банка, было возбуждено незаконно, поскольку никто претензий к г-ну Конаныхину не имел.
Занятно, что вчера никто не стал комментировать эту новость. Представители Главного следственного управления (ГСУ) при ГУВД Москвы, которые последнее время вели дело Конаныхина, говорить по этому поводу отказались наотрез. Его адвокат Алексей Созин вчера оставался недоступен, сам г-н Конаныхин от оценок происшедшего также воздержался.
Впрочем, как удалось выяснить, на самом деле уголовное дело в отношении главы ВББ отнюдь не признано незаконным изначально. А закрыто оно было в результате сугубо юридических комбинаций и, не исключено, в результате каких-то негласных соглашений с г-ном Конаныхиным.
Дело в том, что формулировка, приведенная самим банкиром по закрытию его дела, будто у следствия нет заявления от руководства обворованного банка, относится согласно УПК только к статьям УК, приведенным в главе 23 -- «преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях». В ней же «подходящая» для дела г-на Конаныхина статья только одна -- «злоупотребление полномочиями» (ст. 201). Между тем известно, что изначально банкира обвиняли вовсе не в этом, а в мошенничестве. Эта статья, 159 УК РФ, уже из другой главы -- «преступления против собственности», и для расследования дела по ней заявление руководства банка -- того самого ВББ -- вовсе не обязательно. То есть, судя по всему, основанием для прекращения дела Конаныхина стал тот факт, что формулировка обвинения ему уже недавно была переквалифицирована. Учитывая, что Россия добивалась от США выдачи г-на Конаныхина давно и упорно, понятно, что так просто ему такой «подарок» вряд ли бы кто стал делать.
Уголовное дело против Конаныхина было заведено Главной военной прокуратурой в 1994 году после того, как он сам обратился туда с жалобами на мафиозных «выходцев из КГБ--ФСБ», которые якобы пытались отобрать у него бизнес. Однако в ходе расследования выяснилось, что хоть контрразведчики к работе ВББ и правда имели отношение, но нечист на руку был сам г-н Конаныхин, который якобы похитил 8 млн долл., принадлежавших в том числе акционерам, вкладчикам и клиентам ВББ. Банкира объявили в розыск, но в 1999 году он после долгих судебных тяжб добился от властей США статуса политического беженца. Уже в ноябре 2003 года минюст США добился признания отмены того решения, и г-н Конаныхин вновь чуть не был отправлен (помешали этому формальности и нерасторопность российских служб). Банкир снова начал судиться с минюстом, добиваясь невыдачи его на родину, и сегодня, кстати, в суде города Александрии назначено очередное заседание по этому поводу. Его исход, понятно, теперь никакого значения не имеет.
Алексей ГРИШИН