|
|
N°46, 19 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Канцлер решает не все
Deutsche Bank может быть продан за океан
В Германии в последнее время все чаще появляются сообщения о возможных слияниях и продажах ведущих банков страны -- Deutsche Bank, Commerzbank и HypoVereinsbank. На днях после некоторого затишья вновь была опубликована информация о том, будто лидера немецкого финансового рынка, Deutsche Bank, готовят на продажу за океан. Во всяком случае, как сообщила вчера Financial Times Deutschland, на состоявшейся в прошлый четверг встрече федерального канцлера Шредера с руководителями крупнейших немецких концернов обсуждался и такой принципиальный для немецкой экономики вопрос. При этом, как сообщила газета со ссылкой на политические круги, они предостерегли главу правительства от продажи Deutsche Bank иностранному покупателю, заявив, что Германии среди крупных банков и в будущем необходим «национальный чемпион». Коллективное мнение крупного немецкого бизнеса было доведено до Шредера, в частности, топ-менеджерами Deutsche Telekom, SAP, Muenchner Rueck, Allianz, DaimlerChrysler и Siemens.
Если еще пару недель назад в качестве вероятного иностранного претендента на вражеское поглощение Deutsche Bank считался Citigroup, то теперь все чаще в этой связи заходит речь также об американском банке -- JP Morgan. Правда, федеральный минфин в Берлине на прошлой неделе опроверг появившиеся сообщения о том, что JP Morgan пытался «провентилировать» в немецком правительстве шансы на приобретение Deutsche Bank.
Между тем ни для кого не секрет, что сам глава кабинета министров Герхард Шредер смотрит на подобную перспективу весьма спокойно. На вопрос, сможет ли Deutsche Bank стать американским, он уже давно ответил: «А почему бы и нет?» Еще полтора года назад, когда буксующая немецкая экономика и политика ломали копья, решая, в каком направлении двигаться крупнейшим немецким кредитным институтам, Шредер обратился за помощью к Сэндворду Вейллю, шефу Citigroup, крупнейшего в мире банка. Последнего мало интересовали немецкие банки «второго эшелона» -- HypoVereinsbank, Dresdner Bank или Commerzbank. В его расчет входили лишь два объекта -- Deutsche Bank и Allianz, приобретение которых с финансовой точки зрения никаких трудностей для шефа Citigroup не представляло. На случай неожиданных политических трудностей Вейлль «подкормил» Шредера обещанием перспективы переноса в Германию европейской штаб-квартиры Citigroup.
Можно лишь гадать о возможных мотивах канцлера Шредера, готового с легким сердцем отдать Немецкий банк (так переводится название Deutsche Bank) в финансовую империю Citigroup. Некоторые наблюдатели говорят о его «личном интересе», который может быть реализован таким образом после 2006 года, когда Шредер, весьма вероятно, перестанет занимать кресло федерального канцлера. Тем не менее канцлер в данном случае решает очень немногое. Разумеется, он может «высказаться» по данному вопросу, но последнее слово в любом случае остается за акционерами Deutsche Bank -- владельцами банка, а также действующими в их интересах правлением и наблюдательным советом.
Тем не менее от джинна, которого Шредер выпустил из бутылки, Deutsche Bank вряд ли легко удастся избавиться. «С точки зрения Citigroup охота за Deutsche Bank имеет смысл, -- писала в эти дни Frankfurter Allgemeine Zeitung. -- Германия -- крупнейший рынок в Европе с огромным потенциалом, например в деле частного пенсионного обеспечения». Разумеется, не только стареющее немецкое общество так привлекает охотников за немецким «национальным чемпионом» финансово-кредитных услуг. Ведь Deutsche Bank -- еще и крупнейший инвестиционный банк в Европе, а также крупный «европейский банк» со значительными акционерными долями в Италии и Испании.
Юрий ШПАКОВ, Берлин