|
|
N°77, 28 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Два шара одного веса
Президент США Джордж Буш выступит 1 мая с программным заявлением по национальной системе ПРО. Президент намерен объявить НПРО частью общей политики США в области безопасности, еще одним компонентом которой будет сокращение американского ядерного арсенала. Ситуацию вокруг НПРО корреспондент газеты «Время новостей» Екатерина ЛАБЕЦКАЯ попросила прокомментировать ветерана американской политики, экс-министра обороны 85-летнего Роберта МАКНАМАРУ. В свое время он решительно выступал против рейгановских планов СОИ, прообраза нынешней НПРО, а также не раз высказывался за ядерное разоружение.
-- Москва утверждает, что реализация планов по созданию НПРО уничтожит «краеугольный камень» всей международной стабильности -- договор 1972 года. Вы с этим согласны?
-- Администрация Буша еще не имеет четкого представления о том, какой именно будет эта система противоракетной обороны. Уверен, что договор по ПРО 1972 года и все взаимосогласованные поправки к нему -- это абсолютно необходимая предпосылка стратегической стабильности. Я ведь был среди тех, кто в 1966 году начал работу по подготовке этого документа. Надеюсь, что предлагаемая Джорджем Бушем система будет соответствовать положениям договора 1972 года.
-- Россия предлагает свою альтернативу -- создание европейской ПРО. Как вы думаете, это реально?
-- Думаю, что эти предложения будет очень трудно сформулировать таким образом, чтобы Россия, Европа и США смогли их практически реализовать. Если я правильно понимаю суть этих инициатив, основываются они на абсолютно правильной предпосылке. Заключается она в том, что у России, стран Западной Европы и США есть одна общая цель -- сохранение мира. И я считаю эти инициативы одним из элементов общей стратегии, направленной на большую степень интеграции России с Западной Европой и США. Я эту цель полностью поддерживаю. При президенте Кеннеди, когда я возглавлял Пентагон, мы всегда стремились к поддержанию баланса интересов между Вашингтоном и Москвой. Мы рассматривали Советский Союз и США как два шара одного веса, соединенные некой цепочкой взаимных интересов.
-- А вы поддерживаете курс Европы к созданию собственных оборонных сил? Какова должна быть роль США в Европе?
-- Некие европейские военные структуры пока находятся в зачаточном состоянии, и комментировать это преждевременно. В принципе я приветствую европейскую интеграцию -- это правильно и с экономической точки зрения, и с точки зрения формирования внешнеполитических и оборонных структур. Создание объединенных европейских сил обороны было бы шагом в правильном направлении.
Карьера менеджера: «Форд», Пентагон, Всемирный банк
Роберт Макнамара вошел в историю ХХ века благодаря своей деятельности в качестве министра обороны США с 1961 по 1968 год. Многие соотечественники до сих пор считают его главным виновником поражения во Вьетнаме.
Перед приходом в Пентагон Макнамара проявил себя выдающимся менеджером, сыграв ключевую роль в процессе возрождения Ford Motor Company. В ноябре 1960 года он стал ее первым президентом, не связанным кровными узами с семьей Фордов. Однако через пять недель оставил эту должность, приняв предложение президента Кеннеди возглавить министерство обороны.
Макнамару, человека сугубо гражданского, позвали в Пентагон в качестве менеджера и реформатора. Со временем ему удалось изменить не только сферы управления армией и закупок вооружений, но и стратегическое мышление Вашингтона. На смену эйзенхауэровской доктрине «неограниченного возмездия» пришла концепция «гибкого ответа», сочетающая стратегию ответного ядерного удара с превентивной борьбой против угрожающих «свободному миру» коммунистических партизанских движений.
В июне 1962 года Макнамара выдвинул концепцию ядерной войны без ударов по городам противника. Позднее он обратился к идее «гарантированного разрушения», в соответствии с которой США должны были иметь возможность нанести атакующему противнику «неприемлемый ущерб» -- примерно 25% населения СССР и 50% его промышленного потенциала. В годы работы в Пентагоне Макнамара противился идее прикрытия территории США противоракетным щитом -- он считал этот план неэффективным и провоцирующим СССР на наращивание ядерной мощи.
Вплоть до 1966 года Макнамара активно поддерживал вмешательство во Вьетнаме, полагая возможным силой вынудить Север оставить в покое власти проамериканского Юга. Но в ноябре 1967 года он представил президенту Джонсону меморандум с предложением прекратить бомбардировки и перейти к политическим переговорам с Севером. «Капитулянтство» привело Макнамару к отставке.
Но на этом его карьера не закончилась. В 1968 году Макнамара возглавил Всемирный банк и проработал в этом качестве 13 лет. Помня об ошибках во Вьетнаме, он обращал особое внимание на проблемы экономик развивающихся стран. В своих выступлениях последних лет пенсионер Макнамара призывает к уменьшению количества ядерного оружия, проявляя заботу о будущем планеты и ее населения.
Александр ТИМОФЕЕВ
|