|
|
N°46, 19 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Олигархи в поисках социальной справедливости
РСПП намерен принять хартию социальной этики бизнесмена
Вчера представители крупного бизнеса вновь обсуждали самую популярную в их кругу тему последних месяцев -- собственную социальную ответственность. Видимо для того, чтобы стать ближе к тем, за кого они ответственны, международная конференция «Социальная ответственность компаний» проводилась далеко за пределами пресловутого Садового кольца, на Коровинском шоссе.
Конференция явно показала, что накал самобичевания в среде крупного бизнеса преодолел свой пик и потихоньку идет на спад. Готовность нести любую социальную нагрузку в обмен на гарантии неприкосновенности, появившаяся у членов РСПП в ходе дела ЮКОСа, понемногу сменяется уверенностью в том, что содержать детдома, больницы и покупать пасхальные яйца Фаберже для бизнеса совсем не обязательно. Недавняя инициатива главы «Базового элемента» Олега Дерипаски по уплате 80-процентного налога от выгоды, полученной за счет доставшихся за бесценок активов, и вовсе была признана чрезмерной.
Голоса тех, кто полагает, что социальной ответственностью следует считать выплату своим сотрудникам «белой» зарплаты и отказ от минимизации налоговых платежей, становятся все более слышны. «Именно полная уплата налогов является основным показателем социальной ответственности», -- убеждена замдиректора ГМК «Норильский никель» Ольга Голодец. Вице-президент «СУАЛ-холдинга» Василий Киселев счел нужным несколько расширить эти требования. По его словам, в понятие «социальная ответственность» входят официальная зарплата, трудовой коллективный договор, опережающий законодательство, а также общая прозрачность и открытость.
Крупным компаниям, как они считают, и так приходится нести непомерно большую социальную нагрузку. Один из участников конференции, Кетлин Бьючел из международного алюминиевого концерна Alcoa, заметил: "Если бы у вас была такая социальная ответственность, как у нас, вы были бы не крупнейшей мировой алюминиевой компанией, а едва входили в десятку".
По словам президента РСПП Аркадия Вольского, эксперты РСПП активно работают над введением стандартных норм социальной отчетности предприятий. Впрочем, как говорили в кулуарах, ввести стандарты будет непросто, и как раз из-за огромного количества социального балласта. Скорее всего, объяснил нашей газете источник в РСПП, при введении норм выяснится, что компании могут смело отказываться от половины своих социальных проектов. Но сделать это они все равно не смогут, так как денег на социалку у государства нет.
Впрочем, несмотря на необходимость содержать огромное количество больниц и садиков, крупный бизнес охотно тратит деньги на различные благотворительные проекты. По словам г-на Вольского, в среднем на эти цели компании тратят 17% своей прибыли. Например, председатель совета директоров компании «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили рассказал об огромном количестве проектов разной направленности, начиная от создания лекарства от СПИДа и заканчивая фондом Ростроповича. При этом все проекты, по его словам, проходят лично через него.
Впрочем, таких положительных личностей в российском бизнесе немного. По оценкам г-на Вольского, всего треть. Правда, на настойчивые вопросы журналистов, кто конкретно манкирует своим социальным долгом, он так и не ответил. Вместо этого он рассказал, что на ближайшем съезде РСПП будет принята хартия или закон о корпоративной социальной этике. Этот документ будет носить добровольно-принудительный характер. Нарушителя ожидает бойкот со стороны братьев по бизнесу, что, по мнению г-на Вольского, гораздо страшнее любого штрафа.
Причем в ответ бизнес ожидает от государства не только благодарности, но и некоторых поблажек. «Мы внесли в правительство предложение о снижении социального налога, нам обещали, что он будет снижен на 3%, хотя это мало - мы хотели на 5--7%», -- сказал г-н Вольский. Кроме того, он сообщил, что РСПП внес в правительство предложение не облагать налогом благотворительную деятельность.
Вера СИТНИНА