|
|
N°46, 19 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Снисхождения не заслуживают
Присяжные назвали убийц Сергея Юшенкова
Вчера в Мосгорсуде коллегия присяжных заседателей вынесла вердикт по одному из самых резонансных дел последнего времени -- убийству депутата Госдумы, председателя партии «Либеральная Россия» Сергея Юшенкова. Он был застрелен вечером 17 апреля 2003 года во дворе своего дома на улице Свободы.
Основной обвиняемый и предполагаемый заказчик преступления -- сопредседатель отколовшейся «Либеральной России» (по версии Бориса Березовского) Михаил Коданев -- признан виновным по всем пунктам обвинения и не заслуживает снисхождения. Присяжные посчитали доказанным, что именно Коданев в феврале 2003 года, "действуя в целях прекращения политической деятельности Сергея Юшенкова и желая возглавить партию и распоряжаться ее финансами, дал указание другому лицу физически устранить Сергея Юшенкова". Он поручил своему помощнику Александру Виннику подыскать подходящих исполнителей. На подготовку преступления Коданевым было выделено 50 тыс. долл., из которых лично Виннику за посредничество было заплачено 10 тыс. долл. Остальные средства были потрачены на покупку оружия, автомобиля и вознаграждение киллерам.
В свою очередь Винник тоже был признан виновным по всем пунктам обвинения, но присяжные сочли его заслуживающим снисхождения, поскольку он раскаялся и сотрудничал со следствием. Именно на показаниях Винника и держалось обвинение против Михаила Коданева. На предыдущих заседаниях Винник полностью признал свою вину и сказал, что вынужден был исполнять поручение шефа, опасаясь за семью и боясь потерять работу.
По вердикту присяжных, житель Коми Игорь Киселев действительно был нанят Винником для решения столь деликатной проблемы и выступил посредником между ним и непосредственным исполнителем убийства -- Александром Кулачинским. Присяжные сочли, что Киселев не стремился прекращать политическую деятельность Сергея Юшенкова и действовал только из корыстных побуждений, не зная толком, кто есть жертва. Но снисхождения он не заслужил. Как, впрочем, и Александр Кулачинский, которого единогласно признали виновным непосредственно в убийстве. По вердикту, именно Кулачинский «не менее четырех раз» выстрелил в г-на Юшенкова из переделанного под стрельбу боевыми патронами газового пистолета ИЖ-79 17 апреля 2003 года.
Коданев, Винник, Кулачинский и Киселев также признаны виновными в "приобретении, хранении и транспортировке огнестрельного оружия по Москве и Московской области".
Повезло только двум подсудимым -- Владиславу Палькову и Антону Дрозду, которые, по версии следствия, участвовали в подготовке убийства, ведя наружное наблюдение за депутатом. Следствие утверждало, что Пальков был в день убийства за рулем заранее приобретенной им ВАЗ-2106, а Дрозд находился в машине рядом. Но присяжные оправдали их, поверив, что те не знали, что принимают участие в убийстве. После оглашения вердикта судья распорядилась освободить Палькова и Дрозда прямо в зале суда.
Потерпевшая сторона в целом осталась удовлетворена приговором. «Перспективы обжалования вердикта присяжных крайне незначительны», -- заявил адвокат семьи Юшенковых Юрий Шмидт. «С другой стороны, сама фамилия Резник (защитник Коданева. -- Ред.) свидетельствует о том, что человек получил защиту по максимуму», -- заявил г-н Шмидт. Вдова депутата Валентина Юшенкова сказала, что полностью доверяет присяжным и довольна вердиктом: «Я лишь хочу, чтобы виновные были наказаны. В конце концов, Коданев сам просил, чтобы его судили присяжные».
Не без грусти в голосе, но стойко отреагировал на исход процесса и адвокат Генри Резник: «Я склоняю голову перед вердиктом присяжных, хотя они приняли решение не разделять мою позицию. Мы сами хотели суда присяжных, и потому профессиональная этика адвоката не позволяет мне отнестись к вердикту иначе. Я слишком много сил положил на установление в России суда присяжных и готов признать, что адвокат Резник, наверное, был недостаточно убедителен», -- заявил он.
Окончательный приговор по делу будет вынесен 23 марта, когда четверым виновным будут определены сроки наказания.
Ярослав ЗОРИН