|
|
N°45, 18 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С миру по залу -- фотоманам праздник
V Московская фотобиеннале выбрала себе трех героев: «Город», «Идентификация», «Новые технологии». Редакция нашей газеты получила анонс расписания всех выставок международного месяца фотографии. Местом проведения самых представительных из них, включающих серии звезд мировой фотографии Уильяма Кляйна, Лорен Гринфильд, Миммо Йодиче, Ральфа Гибсона и других, первоначально был выбран ЦВЗ «Манеж». Теперь эта часть биеннале пропишется в других, более камерных залах. Сможет ли новая топография изменить восприятие биеннале в целом? С этим вопросом обозреватель газеты «Время новостей» Сергей ХАЧАТУРОВ обратился к директору Московского Дома фотографии Ольге СВИБЛОВОЙ.
-- Известно, что от перемены мест слагаемых сумма не изменяется. А если одна большая фотовыставка станет вдруг несколькими маленькими, впечатление от нее измениться может?
-- Сложный вопрос. Я люблю большие выставочные пространства. Площадка Большого Манежа казалась мне уникальной. Пространство гипнотизировало зрителя. Эмоциональное воздействие собранных в нем выставок было мощным. Все они становились настоящим хитом биеннале. И люди возвращались в это пространство несколько раз. Им хотелось еще раз пережить фейерверк впечатлений, чувств, эмоций. Из-за случившейся трагедии манежные выставки переедут в более камерные залы, любезно предоставленные нам (вот оно свидетельство музейной солидарности) Зурабом и Василием Церетели. Это галерея Зураба Церетели на Пречистенке, здание Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке. Кроме того, мы будем осваивать непривычно отдаленные площадки: галереи в Тушине, на Каширке. Случится некая дисперсия биеннале в пространство города. Положительно в этой дисперсии то, что она еще больше сблизит Московскую фотобиеннале с западными фестами. Там фестивали традиционно «распыляются» по городу, интегрируются в его среду и ритм.
-- С учетом того, что одной из трех главных тем биеннале является «Город», такая дисперсия, может статься, общего впечатления не испортит. И даже подыграет режиссуре фотофеста. Кстати, о ней самой. Чем объяснить, что три довольно «далековатых» темы -- «Город», «Новые технологии» и «Идентификация» -- стали композиционным триптихом биеннале?
-- Темы эти связаны непосредственно. Всех увлеченных фотографией людей сегодня волнует вопрос: что будет с искусством фотографии при тотальном переходе на новые цифровые технологии? «Цифра» позволяет неограниченно манипулировать картинкой, создавать свои собственные, не вмещающиеся в визуальный опыт повседневности миры. В конечном счете, фотография сегодня -- это документ или мистификация? В каком соотношении находятся друг с другом фотожурналистика и фотоискусство? Самое время вспомнить, что место встречи street-photo и art-photo -- город, его среда, пространство и история. Так появляется второй герой нашего фотофеста. А уж где «Город», там и социум, и политика, и этнос, и третья тема нашего месяца -- «Идентификация».
-- Предполагаются какие-либо новшества в самой режиссуре биеннале?
-- Вопрос в точку. В этом году мы планируем сделать биеннале интерактивным. Один из наших стратегических партнеров, фирма «Би Лайн» (другие -- Volkswagen, MasterCard, правительство Москвы), придумал несколько конкурсов на темы биеннале. Новые возможности коммуникации позволят проголосовать любому человеку по мобильной связи за лучшую фотографию биеннале. Выбор народа будет оглашен на церемонии подведения итогов особо. На сайт «Би Лайна» можно будет присылать эссе о фотографии. Пять лучших эссе получат призы. Наконец, желающие могут получить от «Би Лайна» телефоны со встроенной камерой и сделать сюжет на тему «Мой путь по фотобиеннале». А для профессионалов фирма NIKON проведет мастер-классы ведущих представителей мировой фотографии, от Ральфа Гибсона до Уильяма Кляйна.
Беседовал Сергей ХАЧАТУРОВ