|
|
N°77, 28 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кремль готовит думцев к судебной реформе
Основные права россиян нарушаются. Об этом сообщил вчера замглавы президентской администрации Дмитрий Козак депутатам из фракции «Единство», сравнив реальную жизнь со статьями Конституции, гарантирующими «права и свободы человека и гражданина». Сравнение г-ну Козаку понадобилось для того, чтобы депутаты поняли: судебная реформа неизбежна.
Российская реальность, «протестированная» г-ном Козаком конституционными нормами, выглядит малопригодной для жизни человека и гражданина, а подчас («никто не должен подвергаться пыткам») и вовсе непригодной. «Все равны перед законом и судом», гласит ст. 19 Конституции. По наблюдениям же г-на Козака, «деньги и власть определяют отношения между гражданином, законом и судом», следствием чего стали «заказные дела, милицейские «крыши». Конституция гарантирует «тайну телефонных разговоров», а пресса, по словам г-на Козака, то и дело публикует записи переговоров. «Компромат льется рекой», по выражению г-на Козака, несмотря на то, что Основной закон запрещает «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия».
Поэтому г-ну Козаку непонятна «новейшая история Мамая», как назвал он недавнее заявление генпрокурора Владимира Устинова. (Генпрокурор, выступая в Думе, оценил грядущую судебную реформу так же, как он оценивает прошедшие экономические реформы: «Мамай прошел по государству».) Дмитрия Козака в связи с этим интересует: «Кто прикрывал тылы Мамая?»
Разящее расхождение закона и реальности замглавы президентской администрации объясняет тем, что «все рассчитано на личности, а должны действовать механизмы». Механизмы будут заложены в 2002--2006 гг., в течение которых Кремль намерен реализовать «целевую федеральную программу развития судебной системы». Дмитрий Козак рассказал вчера о первых восьми законах, проекты которых поступят в Думу до конца ее весенней сессии.
Согласно проектам с января 2004 г. аресты можно будет проводить только по решению суда. Сами суды к этому времени уже не будут зависеть от региональных и местных властей, они полностью перейдут на содержание федеральной казны. Судьям поставят возрастной ценз: 65 лет. Должность председателя суда не будет пожизненной. Председательствовать в районном суде нельзя дольше четырех лет, в вышестоящих инстанциях -- дольше шести лет. Неприкосновенность судей будет ограничена. Административно-уголовное преследование, а также оперативно-разыскные меры в отношении судей станут возможны.
Если проштрафится районный служитель Фемиды, добро на его привлечение к ответу дадут трое судей из областного суда, и далее по иерархической лестнице вплоть до судей Верховного и Конституционного судов. Следственные органы будут отделены от оперативно-розыскных. В каждом субъекте федерации появятся суды присяжных, и повсеместно -- мировые судьи.
Дмитрий Козак обещает побывать в каждой думской фракции и депутатской группе, чтобы подробно рассказать о будущей судебной реформе. Только после этого, по его словам, законопроекты официально будут внесены в Думу.
Виктор ХАМРАЕВ