|
|
N°120, 07 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дожить до выборов
Российские партии ищут дело по душе
Промежуток между парламентскими выборами -- самое тяжелое время для политических партий. Подавляющее большинство из них являются не столько партиями в традиционном смысле слова, сколько избирательными машинами для сбора голосов сограждан. Соответственно, партии мало приспособлены для «мирной жизни». Для большинства партийных структур это не является проблемой, поскольку по традиции они между выборами «впадают в спячку» и никак не напоминают о себе.
Более «претенциозные» структуры пытаются наладить некую партийную жизнь. Набор приемов, благодаря которым можно догадаться, что пациент скорее жив, чем мертв, невелик. Это прежде всего богатая внутренняя жизнь: борьба за места в политсоветах и низших органах партийного аппарата, подсиживание конкурентов, занимающая прежде всего собственно партийный актив. Немаловажную роль играет и подготовка программных документов, над которыми, при правильной постановке дела, можно работать весь межвыборный период. Можно еще и работать в парламенте, однако это под силу далеко не всем партийцам.
Однако наиболее принципиальным способом в поддержании жизни в партийной структуре является участие партии в местных выборах. Нынешняя осень в полной мере дает им возможность проявить себя во всей красе и мощи: более чем в 30 регионах избираются губернаторы. Кроме того, есть еще выборы мэров и местных законодательных собраний. Во всем мире малые избирательные кампании считаются прекрасной тренировкой перед большими выборами. А для российских партий --избирательных машин -- это тем более должно быть интересно.
Нельзя сказать, что партийцы манкируют местными выборами. Однако, как правило, они избегают называть своих кандидатов, вплоть до самого последнего момента. И объясняется это просто. Местные отделения почти всех партий имеют свое представление о том, кого именно надо поддерживать у себя дома, а федеральная верхушка не может повлиять на их предпочтения. Иногда «низы» и «верхи» совпадают во мнениях, и тогда некая партия с радостью объявляет о поддержке некоего кандидата. При этом почти у всех партий нет ресурсов для полноценного участия в выборах за пределами МКАД. Объявленная поддержка имеет скорее виртуальную ценность и не приносит особых дивидендов объекту поддержки. Впрочем, и это помогает партии дожить до парламентских выборов, когда она становится востребованной.
Глеб ЧЕРКАСОВ