|
|
N°77, 28 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Налог с продаж навсегда
Сергей Шаталов втайне мечтает о его отмене
После майских праздников правительство рассмотрит на своем заседании главу второй части Налогового кодекса, посвященную налогу с продаж.
Возможно, если бы не январский вердикт Конституционного суда, который хотя и признал конституционность этого налога, но выразил крайнее неудовольствие его законодательным оформлением, то со специальной главой НК никто бы и не спешил. Но КС постановил, что если погрешности в законодательстве не будут исправлены, то с 1 января 2002 года налог с продаж утратит силу. Учитывая, что в 2001 году региональные бюджеты должны получить за счет этого налога свыше 50 млрд рублей, неудивительно, что в Минфине срочно начали править законопроект, руководствуясь предписаниями КС.
Обеспокоились перспективами отмены налога с продаж не только чиновники. Вице-спикер Думы Георгий Боос несколько дней назад внес в парламент свой вариант главы о НК о налоге с продаж. Минфиновский и депутатский проекты, имея ряд отличий, концептуально близки. В обоих текстах объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, работ и услуг в розницу (хотя у Минфина несколько более путаная формулировка), одинаково определяется налоговая база и устанавливается предел налоговой ставки «не более» («не выше» -- в боосовском варианте) 5%. Описание налога с продаж отдельным законом, четкое определение налоговой базы и однозначное ограничение налоговой ставки были главными замечаниями КС. В обоих проектах, в отличие от ныне действующего порядка, описанного в законе «Об основах налоговой системы в РФ», регионам не разрешается устанавливать свои перечни товаров, с которых может взиматься налог с продаж. Зато за ними сохраняется право расширять перечень льготных товаров и услуг и не только самостоятельно устанавливать ставку налога с продаж на конкретной территории региона, но и определять дифференцированные ставки налога по отдельным видам товаров.
Законопроекты имеют существенные расхождения по перечням товаров, не подлежащих налогообложению. Список г-на Бооса полностью повторяет ныне действующий, дополняя его еще одним пунктом -- услугами туристических фирм по организации поездок по России и странам СНГ. У Минфина свои, отличные от депутатских, представления о достойных освобождения от налога с продаж товарах и услугах. В его список дополнительно к хлебу, молоку, картофелю и маслу включены мясо, рыба и овощи, платные медицинские услуги, лотерейные билеты, экспортные товары и товары, выдаваемые в счет натуральной оплаты труда. В то же время чиновники предлагают отменить льготу по операциям с недвижимостью и ценными бумагами, путевок для инвалидов, товаров и услуг, предоставляемых в сфере образования, культуры и искусства. Еще более принципиальным расхождением между двумя проектами является предложение г-на Бооса возвращать организациям и индивидуальным предпринимателям налог, уплаченный при приобретении за наличные товаров, использованных для предпринимательской деятельности. Минфин вообще обходит эту тему молчанием.
Но независимо от дискуссии вокруг проектов налог с продаж, введенный в российскую практику с легкой руки Сергея Кириенко в предкризисные недели 1998 года, похоже, сохранится навсегда. Пока возражает лишь Минэкономразвития. По его оценке, объект налогообложения и налоговая база налога с продаж «в основном дублируют НДС... а потому нецелесообразно сохранять действие еще одного аналогичного по своему экономическому содержанию налога».
Впрочем, либеральные воззрения, мировая практика и тому подобное имеют очень мало общего с суровой российской действительностью. Ответственный за налоговую реформу первый замминистра финансов Сергей Шаталов чуть более года назад в интервью нашей газете тоже признавал, что «одновременное существование НДС и налога с продаж -- абсурд, абсолютно российская экзотика», и уверял, что «с удовольствием его отменил бы». Но вслед за этим он с грустью констатировал, что «принятое полтора года назад неверное решение теперь вряд ли удастся отменить, поскольку это затрагивает финансовые интересы регионов».
Существует решение, которое могло бы примирить теорию с практикой: оставлять в регионах, как в прежние годы, взамен отмененного налога с продаж часть НДС. Но поскольку это приведет к потерям для федерального бюджета, то, очевидно, правительство, озабоченное мобилизацией средств для возврата огромных внешних долгов, на это не пойдет. Нынешняя Дума тоже не будет сопротивляться окончательному конституированию налога с продаж. Между тем, как три года назад, этот налог был протащен через Думу с невероятным трудом и то только потому, что в принятой тогда в первом чтении второй части НК предполагалось снижение НДС до 15% (чего не случилось). Кроме того, младореформаторы клялись левой Думе, что это налог на богатых (отсюда в действующей версии налога вместо четкого определения объекта налогообложения -- нелепый список облагаемых товаров: драгоценности, машины, меха и т.п.). Но если три года назад в парламенте сидели сплошь популисты, то сейчас сплошь государственники. А потому затаенная мечта г-на Шаталова об отмене «русского абсурда» не исполнится.
Светлана ЛОЛАЕВА