Время новостей
     N°77, 28 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.04.2001
Из рук в руки
«Транснефть» стала партнером АРКО
АРКО все увереннее оправдывает свое создание и вложенные в него бюджетные средства. Вчера 12,95% акций санированного агентством тольяттинского АвтоВАЗбанка были куплены на открытых торгах «Транснефтью» за 18 млн руб. При этом агентство остается крупнейшим акционером банка, а «Транснефть» сможет ввести своего представителя в его совет директоров. Это уже второй банк, акции которого АРКО продает государственным, по сути, структурам (недавно Россельхозбанк купил контрольный пакет Челябкомзембанка). В агентстве уверяют, что это не следует воспринимать как тенденцию, и объясняют все исключительно итогами аукциона.

На аукцион выставлялось 36 млн штук обыкновенных акций АвтоВАЗбанка по начальной цене в те же 18 млн руб. В АРКО сообщили, что только два участника, подавших заявки, внесли денежный задаток в 50 тыс. руб. (вторым претендентом была телекоммуникационная компания, которую в агентстве отказываются называть). Цена предложений была одинаковой, и победителем стала «Транснефть», первой подавшая заявку.

Примечательно, что первоначальные претенденты из числа региональных инвесторов, ориентируясь на которых АРКО решило продать именно 12,95% акций, не участвовали в аукционе. «Вероятно, оставшиеся акции (75,16%) будут проданы единым лотом, поскольку это экономически целесообразней», -- сообщили газете «Время новостей» в департаменте общественных связей АРКО.

К слову, МВФ и ВБ рекомендовали агентству продавать акции банков крупными пакетами (как минимум по 25%) и по возможности не дробить их. Впрочем, в АРКО главным считают то, что «удалось выйти в ноль: акции были проданы по той же цене, по которой были в свое время куплены -- по номиналу, как это было и с Челябкомзембанком».

«Начался возврат денег федерального бюджета, вложенных в реструктуризацию банков», -- отмечают в агентстве. Однако до полной «самоокупаемости» еще далеко. Общее финансирование АвтоВАЗбанка агентством составило около 580 млн руб.: 120 млн -- взнос в уставный капитал, примерно 460 млн -- кредит, направленный на погашение неисполненных обязательств банка и развитие активных операций. Около 150 млн руб. из них пошли на урегулирование задолженности перед «Транснефтью».

Аналитики, к которым мы обратились за комментариями, затруднились точно определить, зачем «Транснефти» понадобился региональный банк (с которым к тому же у нее был не слишком удачный опыт партнерства). Один из экспертов предположил, что компания заинтересовалась его филиальной сетью и собирается пустить через нее часть своих финансовых потоков. Другой ограничился заявлением о том, что при покупке банков у АРКО гораздо меньший риск обнаружить потом какие-то скрытые обязательства. «Именно из-за этого банки на рынке редко покупают, -- отметил банковский аналитик ИК «Тройка Диалог» Андрей Иванов. -- Поэтому, думаю, дальнейшие продажи АРКО будут также успешными. Для агентства это хороший опыт, и важно, что оно выполняет цели, для которых создавалось».

СПРАВКА

До перехода АвтоВАЗбанка в сентябре 1999 года под управление АРКО его акционерами были: АвтоВАЗ, ЛогоВАЗ, КамАЗ, «Аргамак» и «Аэрофлот». По информации агентства, на 1 марта уставный капитал банка составлял 139 млн руб., собственный -- 197,3 млн руб., привлеченные средства -- более 1 млрд руб. У банка осталось пять филиалов и два представительства (на Кипре и в Набережных Челнах). Центральный офис находится в Тольятти.

Светлана ПЕТРОВА