|
|
N°43, 16 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не хуже венских вальсов
Оркестр Владимира Федосеева сыграл музыку из старых кинофильмов
Можете ли вы представить художественного руководителя самого респектабельного симфонического оркестра Москвы -- Большого симфонического имени Чайковского -- задушевно поющим за дирижерским пультом песню из репертуара Утесова? А актера Алексея Петренко, задумчиво примостившегося на краешке сцены во время исполнения БСО знаменитой «Польки» Бориса Чайковского из обожаемого всеми фильма «Женитьба Бальзаминова»? Я не мог. И даже не поверил, что такое возможно, если б не сыгранная в воскресенье БСО и его главным дирижером программа с названием «Музыкальные киностраницы».
Музыка из старых советских фильмов была подана с куражом и артистизмом. И как ни странно, не оставила приторно-сладкой ностальгии «Старых песен о главном». Видимо, все дело в отличном качестве исполнения. Звуковые картинки были объемны, многоцветны и пластичны. Создавалось впечатление, будто записанный на пленке «Свема» фильм перевели в цифровой формат и озвучили в режиме dolby surround. И увертюра Исаака Дунаевского к «Детям капитана Гранта», и романс Шостаковича из «Овода», и даже ставшая фирменной заставкой программы «Время» мелодия Георгия Свиридова из фильма Михаила Швейцера «Время, вперед!» звучали как в первый раз.
А сочинение недооцененного до сих пор Бориса Чайковского к кинофильму Евгения Ташкова по роману Достоевского «Подросток» воспринималось совсем уж серьезно, в духе музыки Альфреда Шнитке.
В целом же между изящной импровизацией и строгим мастерством был выдержан безупречный баланс. За дух импровизации отвечали солисты Лариса Голубкина и Алексей Петренко. За мастерство -- артисты оркестра. Режиссером-постановщиком, рулевым и даже запевалой выступил Владимир Федосеев. Я подумал: празднично заводить публику почему-то принято во всем мире только польками и маршами семейства Штраусов. А ведь отличной заменой непременного как новогодний салат оливье вальса «На прекрасном голубом Дунае» может быть вальс Исаака Дунаевского, да и дирижировать консерваторским залом здорово получается не только под Штраусов, но и под песенку «Капитан, капитан улыбнитесь...». Только вот представить Дунаевского, Льва Солина и Тихона Хренникова воздушными и феерическими, в духе знаменитых венских композиторов, получается пока что лишь у БСО и Федосеева.
Сергей ХАЧАТУРОВ