|
|
N°43, 16 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не для истории
Новая программа Путина: многопартийность и гражданское общество
Оглушительный успех на выборах требовал от кандидата Путина и его представителей убедительных слов и образов. «В первый срок президента сдерживает необходимость баллотироваться во второй раз. А второй срок -- это работа на историю» -- так сказал журналистам глава предвыборного штаба Владимира Путина Дмитрий Козак на пресс-конференции в ночь после выборов. Разумеется, как только к прессе пришел сам президент, его спросили, готов ли он «поработать на историю». «Нет. Не готов. Я считаю, что не нужно, нельзя руководствоваться какими-то завиральными идеями, не понятными ни для кого. Работать нужно для конкретных людей, которые живут сегодня, на наших детей и внуков, которые будут жить завтра и послезавтра. Надо всегда оставаться на почве реальности», -- ответил Путин. Сидевший рядом г-н Козак светился от гордости за своего кандидата.
Путин и "негативная честность"
Легко предсказуемую победу Путина политологи расценивали как карт-бланш для нового рывка в проведении реформ. Это казалось натяжкой, оправдывающей нерешительность власти: кредит доверия от населения в любой момент за последние четыре года позволял главе государства делать любые шаги. Тем не менее Путин лишь наращивал этот кредит в ущерб развитию политической системы и ценой ухудшения отношений со сформировавшимися в 1990-е годы элитами. Первые заявления президента после воскресных выборов говорят о том, что вектор внутренней политики действительно может поменяться.
Не откладывая дела в долгий ящик, Владимир Путин уже на ночной пресс-конференции в своем штабе объявил две важнейшие цели второго срока своего президентства -- развитие реальной многопартийности и институтов гражданского общества. «Прежде всего это укрепление демократических институтов, это развитие многопартийной системы, реальной многопартийной системы, с тем чтобы партии федерального значения имели реальное влияние в регионах. И чтобы регионы через эти партии могли бы влиять на высшие органы власти и управления в России в целом. Вот это основная цель. Я думаю, что если мы решим эту задачу, то политическая система в России будет достаточно сбалансированной. Мы должны создать условия для того, чтобы развивались партии всех направлений, чтобы на политической сцене страны был слышен голос всех -- и малых, и больших партий. И... мы должны гораздо больше предпринять усилий для того, чтобы укрепить институты гражданского общества. Вот если все это нам удастся сделать, то это будет хорошей базой для строительства современной экономики», -- заявил президент.
Декларирование именно политических целей важно по двум причинам. Во-первых, это означает, что Владимир Путин не просто отдает себе отчет в аполитичности российской демократии, но считает это проблемой первостепенного значения. И это, безусловно, положительный сигнал о Путине-политике. Но, во-вторых, глава государства демонстрирует, что инструментом строительства политической системы и гражданского общества он видит свой административный ресурс. И это, безусловно, негативный сигнал о зрелости общества. Впрочем, политолог Глеб Павловский не так скептически оценивает возможности невластных механизмов. «Мы вступаем в период, когда начнется бурное оппозиционное творчество», -- заявил он вчера на пресс-конференции. «Негативная честность» -- серьезный политический потенциал, за который пойдет борьба», -- сказал г-н Павловский о тех, кто не отдал свой голос кандидату Путину.
Путин и его команда
Особенность второго срока Владимира Путина, по всей видимости, проявится и в том, что с проведением реформы исполнительной власти и назначением премьера Фрадкова президент перевел в зону своей ответственности проведение экономических реформ. В предыдущие годы Путин старался дистанцироваться от деятельности правительства в экономике. Теперь дистанция между ним самим и кабинетом министров практически отсутствует. Вчера президент сообщил, что через несколько дней объявит о новой структуре и своей администрации. По всей видимости, за этим органом сохранятся только функции политического штаба и личной канцелярии главы государства.
Вчера днем глава государства на традиционном совещании с членами правительства (необычным, кстати, стало присутствие на нем заместителя главы администрации президента Игоря Сечина) уже дал установку "не дрыхнуть" (см. стр. 4).
Ночное выступление Путина дало ответ на некоторые вопросы о том, как формировались структура и кадровый состав кабинета. Например, стало ясно, что для президента главным была все-таки собственно реформа исполнительной власти, а персоналии имели определяющее значение лишь в отдельных случаях (как, например, в ситуации с министром природных ресурсов). К характеристике Михаила Фрадкова, казалось бы, уже трудно прибавить новый штрих - столько добрых слов о нем уже было сказано. Но Владимир Путин нашел неординарный поворот: «Это позитивный человек. Он грамотный, позитивный, порядочный человек. И очень работоспособный. Требовательный, в то же время достаточно добрый, не хам никакой. Я уверен, что это, кстати, тоже важно. И можно же быть лощеным псевдоинтеллигентом, а в душе таким достаточно хамоватым человеком. Такое часто встречается с чиновными лицами. Вот Михаил Ефимович не такой».
Попутно выяснилось, что Путин еще не выучил фамилии новых министров. Так, главу Министерства транспорта и связи Игоря Левитина президент, оговорившись, назвал Левицким, а о его профессиональных достоинствах отозвался так: «Хороший транспортник, железнодорожник, но в связи он ничего не понимает». Поэтому, сказал Путин, ему пришлось лично уговаривать бывшего министра связи Леонида Реймана возглавить федеральное агентство по связи: «Премьер-министр и я уговаривали остаться работать в правительстве министра связи Леонида Реймана, хотя у него были предложения уйти работать в бизнес. И мы попросили его остаться, поскольку правительство не может работать без профессионалов».
К вопросу о популярности реформ
В экономике, по словам Путина, в первую очередь на повестке дня - продолжение реформ естественных монополий. «Мы только-только приняли базовые законы, касающиеся железнодорожного транспорта, электроэнергетики. Нам нужно будет сделать следующие шаги», -- заявил журналистам Владимир Путин. На уточняющий вопрос о том, что же ждет «Газпром», президент ответил предельно четко: «Я говорил не о реформе «следующих естественных», я говорил о необходимости сделать следующие шаги по продолжению реформирования того, что уже реформируется. «Газпром» -- это структура, на которой в значительной степени базируется наш экономический рост. Потому что мы с вами прекрасно знаем: газ у нас продается в стране и для бытовых, и для промышленных потребителей ниже себестоимости, и за счет «Газпрома» мы в значительной степени обеспечиваем экономический рост других отраслей».
Таким образом, президент либо неосведомлен в столь важном вопросе, либо посчитал возможным слукавить: даже по данным «Газпрома» продажи газа в России уже являются прибыльными. Более того, согласно утвержденным энергетической стратегии России темпам роста цен на газ уже через год поставлять газ российским потребителям будет так же выгодно, как и в Европу. «Если мы там (в газовой отрасли. -- Ред.) в одночасье хотим все перевести на чисто рыночные условия, то завтра мы должны будем продавать своим потребителям газ по той же цене, по какой мы продаем его в Западную Европу -- по 110 долларов за тысячу кубов. Это невозможно. А если это невозможно, тогда нам нужно бережно относиться к «Газпрому», -- продолжал Путин. Однако совершенно непонятно, почему президент пугает публику ценой, которую оптовый европейский покупатель платит на границе, к примеру, с Германией, если себестоимость производства и доставки газа по нашей стране даже в абсолютно неэффективных, живущих в советской системе планирования «дочках» «Газпрома» не превышает 30 долларов. «Там как минимум нужно обеспечить рынок газа внутри страны и обязательно нужно обеспечить свободный доступ к трубе независимых производителей, -- сообщил президент свою «газовую программу». -- Правда, нужно, чтобы они поняли, что это не будет означать для них свободный выход на внешний рынок».
Среди других реформ важнейшей для Владимира Путина остается налоговая. Президент сообщил, что уже в ближайшие дни объявит о дальнейших действиях власти в этой сфере.
По всей видимости, было бы справедливо ожидать, что в концентрированном виде экономическая программа Путина станет основой его ежегодного послания Федеральному собранию. Работа над ним, по информации газеты «Время новостей», уже вовсю кипит в Кремле и не исключено, что оно будет произнесено главой государства еще до инаугурации. Вчера на совещании с членами кабинета президент выразил уверенность, что «так называемые непопулярные решения» будут поддержаны в обществе: «Убежден, какими бы жесткими и рыночными эти решения ни были, если они будут обоснованы и хорошо подготовлены, они будут поняты и поддержаны людьми». Кроме того, Путин предложил избавиться от неконструктивной фразеологии: «Мы должны принимать не непопулярные, а нужные решения. Что популярного в развале ЖКХ, предоставлении плохих услуг в области здравоохранения, в проблемах в сфере образования? Нужны ясные, понятные, обоснованные и взвешенные решения в этих и других областях». Путин пожелал министрам настроиться именно на такую работу.
Андрей ДЕНИСОВ