Время новостей
     N°120, 07 сентября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.09.2000
Дело ясное, что дело темное
Рейтинг PR-агентств не скоро будет основан на их реальных оборотах
Поскольку в ближайшее время общенациональных выборов (и распределения больших бюджетов) не предвидится, вчерашняя презентация второго рейтинга российских агентств по связям с общественностью прошла значительно спокойнее, чем прошлогодняя. Сыграло роль и то, что на это раз заказчик исследования (редакция журнала «Советник») и исполнитель (группа компаний «Российское общественное мнение и исследование рынка», РОМИР) изменили методику экспертных опросов и сделали свою работу по возможности прозрачной. Засекречен до последней минуты был лишь сам рейтинг.

Однако и в этот раз избежать кипения страстей на последней стадии подготовки не удалось. Как сообщил газете «Время новостей» источник, близкий к организаторам исследования, одна из крупнейших фирм заранее угрожала им судебным иском за подрыв деловой репутации.

Когда же президент РОМИРа Елена Башкирова огласила итоги, создалось впечатление, что участники рынка с ними более или менее согласны. Хотя их и поразили суммарные оценки экспертов об этичности поведения игроков на рынке. Многие лидеры политического PR по этому показателю явно проигрывали даже аутсайдерам.

Подробный рейтинг, включающий все 78 вошедших в него агентств, опубликован на «домашней странице» РОМИРа в Интернете .

Многочисленность упомянутых во втором рейтинге агентств (в прошлом году их было лишь 40) -- отнюдь не главное отличие от первого. На этот раз все они были разделены на две группы: политические PR-агентства и занимающиеся PR в сфере бизнеса. Вместо двух основных групп критериев (известность и профессионализм) опрос экспертов, выдвинутых самими агентствами из числа представителей госучреждений, общественных организаций и коммерческих структур, проводился по семи позициям: уровень известности среди клиентов, развитость структуры, результативность PR-кампаний, авторитетность руководителя, наличие отлаженных технологий, размер агентства, соблюдение этики.

В прошлый раз на презентации рейтинга было высказано существенное замечание по поводу того, что никакое сравнение невозможно, если оно не учитывает уровня оборота компаний. Однако все тогда же пришли к выводу, что эти щекотливые вопросы долго еще будут оставаться без ответа. Теперь же один из лидеров сам предложил раскрыть цифры, но когда его не поддержали остальные участники, и он пошел на попятный, отрицательно ответив на предложение журналистов положить почин открытости.

Глава РОМИРа г-жа Башкирова предположила, что финансовая прозрачность может стать реальностью лишь к подведению итогов пятого ежегодного рейтинга.

Александр ЛЕВИНСКИЙ