|
|
N°43, 16 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Манеж «пропал для истории»
Мэрия решает, как реконструировать сгоревшее здание
Манеж утрачен не безвозвратно: московские власти вчера приняли окончательное решение о восстановлении здания после пожара. Как заявил в эфире «Эха Москвы» главный архитектор столицы Александр Кузьмин, сейчас рассматривается два варианта восстановления здания Манежа, которые будут вынесены на заседание Общественного градостроительного совета при мэре Москвы в пятницу. По его словам, один из вариантов предполагает восстановление перекрытий и стропил Манежа «из клеенно-деревянных конструкций». По второму варианту эти конструкции будут металлическими. Таким образом, московские власти сейчас попытаются реанимировать проект годичной давности по реконструкции здания, который не был реализован из-за отсутствия инвесторов.
Однако известный художник Борис Орлов считает, что восстановить здание Манежа невозможно: "Если это делать из лиственницы, будет безумно дорого, -- заявил он, -- а если это сделают из металлической конструкции, это будет новодел, рядом с которым стыдно будет ходить". Похожего мнения придерживается и академик Академии архитектурного наследия заслуженный архитектор РФ Илья Лежава: он считает здание подлежащим восстановлению, однако уникальная конструкция кровли, по его мнению, «пропала для истории». Г-н Лежава ожидает, что Главное управление по охране памятников архитектуры уже в ближайшее время создаст рабочую группу, которая займется проектированием и реставрационными работами.
Г-н Кузьмин сегодня сообщил журналистам, что сохранились обмеры здания, которые позволят восстановить его облик максимально приближенно к первоначальному варианту. Сейчас на месте работают геодезисты, они изучают сохранность фундамента, пояснил главный московский архитектор. "Мы должны спуститься на шесть-семь метров под землю, однако не ниже исторических существующих подвалов Манежа", -- говорит он.
Проект по реконструкции Манежа, который комитет по архитектуре и градостроительству Москвы утвердил год назад, предусматривал значительное увеличение общей площади здания -- с нынешних 9,5 тыс. кв. м она должна возрасти до 23,5 тыс. Планировалось, что после восстановления здание сохранит свою функцию и будет по-прежнему выставочным залом.
На площадях, где до последнего времени проходили выставки, проект предусматривает разместить дополнительные экспозиционные помещения, увеличить площадь функциональных зон и конференц-зала, а на двухуровневых платформах со стороны Манежной площади и улицы Воздвиженка построить ресторан с банкетным залом и буфетом на 300 посетителей, а также буфет для администрации выставочного зала и участников выставок на 100 мест. Предполагалось, что здание сможет ежедневно посещать до 6 тыс. человек.
В проекте была учтена и последняя строительная мода -- обязательное сооружение подземных этажей. На первом уровне предполагалось разместить административные, технические и вспомогательные помещения, второй же был задуман как подземная автостоянка на 192 машино-места (въезд и выезд автомобилей -- со стороны Моховой улицы). Кроме того, в рамках реконструкции предполагалось восстановить разобранную апсиду здания со стороны Александровского сада, а входы и вестибюли построить с обоих торцов Манежа.
Такая реконструкция Манежа ранее оценивалась специалистами в 50 млн долл. Однако инвесторы на этот проект не находились, и поэтому его реализация пробуксовывала. Сейчас, очевидно, мэрия будет вынуждена с удвоенной силой искать желающих реконструировать Манеж, вероятно, пообещав им некое вознаграждение.
Ольга ПРЯНИКОВА