|
|
N°43, 16 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стихийная приватизация зрителя
В Думе обсудили проблемы отечественного кинопроката
«Круглый стол», посвященный проблемам отечественного кино, провел председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов, которому хотелось услышать из уст заинтересованных лиц про реальную ситуацию в этом, как он деликатно выразился, «прикладном объекте экономики». Инициатором разговора выступил кинорежиссер Андрей Кончаловский, который в своем докладе пожаловался на «стихийную приватизацию кинозрителя», которую проводят частные кинотеатры в интересах крупных транснациональных компаний. По мнению режиссера, именно они виноваты в том, что в кинотеатры повалил зритель лет 14--16, «туповатый, наивный, малочитающий, увлекающийся видеоиграми». Такой зритель не хочет смотреть то кино, что снимает Андрей Кончаловский, а хочет такое, какое производит его сын Егор, то есть голливудского типа, «вредное». Старшее поколение перестало ходить в кино, потому что у него нет «пространства для выбора»; Кончаловский сетовал, что «не смог найти кинотеатра, чтобы показать свой фильм». Он считает, что государство должно само участвовать в прокатном бизнесе и, активно увеличивая количество государственных кинозалов, способствовать возращению в кино нормальной публики.
Другой режиссер, Станислав Говорухин, признался, что хотя государство и поддержало его новый фильм «Благословите женщину», показав его максимально широко по стране, но посмотрело фильм всего 32 тыс. человек. Оказывается, потратив средства на печать копий, афиши, на проплату сеансов кинотеатрам, прокатчики не подготовили публику к фильму, и народ просто не знал, что его ожидает.
Разговоры на эту тему идут уже давно, многие режиссеры старшего поколения явно тоскуют по тем временам, когда, по справедливому замечанию социолога Даниила Дондурея, американское кино не составляло им конкуренции, поскольку советская власть допускала его на экраны в очень малом количестве -- 5--7 фильмов в год. Им все кажется, что государство или даже лично президент Путин может вмешаться и наладить отношения нового зрителя с отечественными производителями.
Постороннему человеку, коим был в данной ситуации г-н Драганов, выступления кинематографистов показались интересными, но противоречивыми. Он предложил кинематографистом собраться и сформулировать основные проблемы в таком виде, что их можно было бы предложить власти для решения. Успокоило его разве что выступление г-на Дондурея, ободрившего депутата сообщением о том, что киноиндустрия в России развивается успешно, динамика более чем положительная, а частные проблемы решаемы.
Беда в том, что внутри сообщества путаница по этим важным вопросам столь велика, что наружу попадают куски непереваренной и зачастую просто фактически неверной информации, зато страсти вокруг них бурлят нешуточные. При переводе этих страстей на язык сухой экономики ситуация перестает быть столь драматичной.
Алена СОЛНЦЕВА