|
|
N°43, 16 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Разговор без журналистского скальпеля
Программа «Формула власти», участниками которой становятся только первые лица демократических государств мира, отмечает свой юбилей. В ближайшую среду заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС Михаил ГУСМАН намерен представить зрителям «Первого канала» свое пятидесятое интервью. О том, кто будет «юбилейным» гостем, и о планах на будущее автор и ведущий программы рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» Надежде СТЕПАНОВОЙ.
-- Михаил Соломонович, кого вы выбрали для юбилейной передачи?
-- Президента Швейцарии Йозефа Дайса. Это совпадение и большая удача. По своему политическому строю Швейцария -- страна уникальная. Все государство состоит из кантонов, которые и образуют Швейцарскую конфедерацию. Президента выбирают семь членов федерального совета. Центральная власть в стране имеет очень ограниченные полномочия.
Швейцария -- страна загадка. Она привлекает мировые финансы, говорят, что там миллионеров больше, чем безработных. При этом миллионеры стараются не раздражать своим богатством малоимущих, что позволяет сохранить социальный мир. Вообще, в устройстве Швейцарии очень много любопытных моментов, поэтому программа с Иозефом Дайсом действительно должна быть интересной.
-- Вы уже знаете, кто потом попадет в «Формулу власти»?
-- Я человек суеверный и не люблю говорить о планах. Рассчитываю сделать программы с главами государств Юго-Восточной Азии, в частности Таиланда и Малайзии, с лидерами Италии, Португалии, Испании.
-- А российских политиков задействовать не хотите?
-- Сделать программу с Владимиром Путиным безумно интересно. Но еще надо, чтобы и Путин заинтересовался.
-- Вам когда-нибудь отказывали в интервью?
-- «Не дам, и все!» -- такого не было ни разу. Политики понимают, что интервью -- это часть их профессиональной деятельности, хотят они этого или нет. К каждому из них стоит огромная очередь журналистов -- список может состоять и из тысячи человек. Доступ получает лишь десятая часть, и нам очень приятно оказываться в их числе. Тут сказывается и то, что мы журналисты великой страны. Авторитет России велик, что бы там ни говорили. И потом есть репутация ИТАР-ТАСС, «Первого канала», самой программы. Список героев «Формулы власти» внушает доверие нашим потенциальным собеседникам. Конечно, срывы бывали, но они были связаны с объективными причинами. Мы, кстати, были первыми иностранными журналистами, кому дал интервью король Испании Хуан Карлос, уклонявшийся от общения с зарубежной прессой почти четверть века.
-- У вас когда-нибудь возникали проблемы, связанные с содержанием интервью? Вы отсылаете кассеты на визирование?
-- Никогда. Мы согласовываем тексты, чтобы избежать ошибок в переводе, а кассеты не отправляем. Политики впервые видят программу тогда же, когда и все зрители «Первого канала».
-- А во время съемок ваши собеседники не капризничают: мол, в этом ракурсе не снимать, руки не показывать?
-- Это не столько их пожелания, сколько инициатива имиджмейкеров и стилистов. Глядя на их работу, я всегда вспоминаю фильм «Хвост виляет собакой». Политические лидеры -- люди высокопрофессиональные и подготовлены к взаимодействию с журналистами. Задача имиджмейкеров в этой ситуации сделать так, чтобы их шеф был представлен в лучшем виде. Некоторые даже настаивают на гриме, хотя при современных телевизионных технологиях это совершенно необязательно.
-- Всегда ли главы государств -- интересные собеседники?
-- Да. Но нужно уметь их разговорить. Для меня очень важна подготовка к интервью. Мы всесторонне изучаем героев и на базе этого формируем 20--30 вопросов. Сразу после знакомства с собеседником интуитивно начинаешь соображать, когда какой вопрос лучше задать. Моя задача, чтобы собеседник чувствовал себя вольготно. Телевидение мощная магия, которая помогает человеку раскрыться.
И ставить его в неловкое положение вовсе необязательно. Этим как раз страдает российская журналистика. Многие думают, что чем злее и субъективнее материал, тем лучше. Я в своей программе прекрасно обхожусь без «журналистского скальпеля». Для того чтобы помочь собеседнику раскрыться, существуют более щадящие терапевтические методы.
-- Кто из собеседников поразил вас своими талантами, весьма далекими от политики?
-- Очень обаятельный человек -- президент Словакии Рудольф Шустер, любящий на досуге заниматься изготовлением настоек на различных травах и ягодах. Он так аппетитно рассказывал о своем увлечении, что сам не выдержал и предложил тут же продегустировать напитки. Угощал настойкой, которая называлась «Шустеровка» и оказалась действительно очень вкусной. Кстати, когда у Шустера гостила простуженная Хиллари Клинтон, которая в то время была первой леди Америки, он ее этой настойкой вылечил. Потом она даже попросила прислать ей несколько бутылок.
Беседовала Надежда СТЕПАНОВА