|
|
N°77, 28 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дважды государственный визит
Ислама Каримова примут в Кремле по высшему разряду
Майские праздники будут у президента России короткими. Уже 3 мая его ожидают серьезные переговоры с одним из самых важных ныне партнеров Москвы -- президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Узбекский лидер прибывает в российскую столицу с трехдневным визитом, который неожиданно для многих наблюдателей получил высший ранг -- государственного. Далеко не каждый президент СНГ удостаивался такой чести. Каримов же с госвизитом -- уже второй раз, первый был в 1998 году. Но то была другая эпоха, ельцинская.
В Кремле утверждают, что такая церемониальная уступка сделана в виде исключения -- г-н Каримов, мол, придает чрезвычайно важное значение подобным деталям, потому не стоит приносить в жертву формальным традициям перспективу достижения серьезных договоренностей с Ташкентом.
По сведениям, полученным газетой «Время новостей» из информированных источников в Москве, экономическая проблематика не будет среди главных тем встречи президентов. На прошлой неделе Путин и Каримов пришли к такому выводу, обстоятельно, в течение почти часа, пообщавшись между собой по телефону. Их вполне удовлетворили итоги состоявшегося в те же дни в Москве заседания межправительственной российско-узбекской комиссии, возглавляемой узбекским премьером Уткиром Султановым и российским вице-премьером Ильей Клебановым.
Главы государств намерены сосредоточиться на высоких проблемах геополитики и стратегической безопасности в Центральной Азии. Не стоит рассчитывать при этом, что Владимир Путин будет настойчиво призывать узбекского визави вернуться в систему коллективной безопасности СНГ, как о том уже говорят некоторые российские военные чины. Москве сегодня гораздо выгоднее предоставить Ташкенту определенную свободу геополитического маневра, сохраняя его в качестве стратегического союзника в регионе.
Что же касается экономических проблем, то в подписанном по итогам межправительственной комиссии десятистраничном протоколе констатируется, в частности, 17-процентное увеличение двустороннего товарооборота, достигшего в 2000 году более миллиарда долларов. Парафированы соглашения о принципах взимания косвенных налогов и об изъятиях из списка свободной торговли. В таких изъятиях осталось совсем немного: водка, спирт и сигареты. Ни один из этих товаров не является определяющим во взаимной торговле. Российские же нефть и газ Ташкенту не нужны. (Именно этот предмет российского экспорта Москва пока облагает НДС, что не соответствует режиму свободной торговли. Он предусматривает взимание налогов только по месту назначения товара.)
Гораздо важнее для обеих стран поставки узбекского хлопка в Россию. Практически вся российская (или бывшая советская) легкая промышленность основана на технологии переработки именно узбекского хлопка. За последний год эта промышленность значительно оживилась благодаря увеличению таких поставок, в частности за валюту.
С хлопком связаны и проблемы российских поставок в Узбекистан продукции военного назначения (ПВН). Москва еще в декабре 1999 года просила Ташкент зарезервировать для себя около 17 тысяч тонн хлопка на сумму порядка 25 млн долл. в обмен на ПВН. Однако в России до сих пор окончательно не определились, какое из ведомств, отвечающих за военные поставки, будет заниматься этим бартером. Ташкент ждет патронов и снарядов для своей армии и давно готов отгрузить за них приготовленный хлопок.
Переговоры президентов начнутся в неформальной обстановке, вечером 3 мая президенты с супругами собираются отужинать в престижном подмосковном ресторане.
Аркадий ДУБНОВ