|
|
N°43, 16 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Как помочь Бушу утвердить демократию на Востоке
Инициатива для "Большого" Ближнего Востока, с которой неделю назад выступил президент США Джордж Буш, уже успела подвергнуться первому избиению в арабском мире. В нем участвовали многие -- от газет и телекомпаний до президентов. Причем избиение началось еще до саммита Лиги арабских государств, который состоится 29--30 марта и тоже скажет свое слово. «Американская трава не может расти в ближневосточном климате» -- так заметил один из критиков инициативы.
Российская публика, увлеченная президентскими выборами и сменой правительства, кажется, не заметила эти ближневосточные страсти. А зря. Администрация США заявляет, что речь о самой крупной политической акции Вашингтона со времен "холодной войны". И внимательное чтение восьми страниц, на которых пока что умещается инициатива, показывает, что администрация США еще скромничает. Речь идет о предприятии более масштабном и более рискованном, чем даже война в Ираке. И главное, о таком предприятии, когда и России, и вообще всему миру вновь -- как в Ираке -- американцы предлагают выбирать: или вы с нами, или...
Отвечать на это любезное предложение придется скоро -- на саммите "большой восьмерки", которая в июне соберется на американской территории. По первоначальному замыслу США, всем американским партнерам надлежало попросту присоединиться к инициативе, в частности выделить для этого немалые деньги. После первой бурной реакции арабов планы США были скорректированы. На "восьмерке" союзникам и партнерам предлагается теперь подписаться не под всей инициативой, а под иным, очень коротким документом. Но он, если к нему присмотреться, сводится к запуску первой стадии все того же плана.
Речь идет о демократизации громадного региона от Афганистана до Марокко. Для него придуман новый географический термин -- Большой Ближний Восток. Американцами и их союзниками предлагается создать в странах региона местные "реформаторские силы", включая независимые комиссии по наблюдению за выборами, адвокатские конторы, группы правозащитников, новые средства массовой информации, а также "иные независимые группы интересов". План создает впечатление некоторой оторванности авторов от реалий нашего мира. В ней нет очевидного -- упоминания о палестинской проблеме, о будущем Ирана и Ирака. Создается ощущение, что авторы документа считают, что демократия -- это и начало, и конечная цель всего, что можно и нужно сделать на Ближнем Востоке.
Скептики могут сказать, что это масштабный план смены существующих в регионе режимов путем финансирования из-за рубежа небольших, но активных оппозиционных группировок, нацеленных на взятие власти и резкую смену правящих элит. Очень разгневанный человек мог бы даже, чего доброго, назвать все это "подрывной деятельностью". Среди аналогов удавшихся акций такого рода можно назвать бархатные и не очень бархатные революции в Грузии в прошлом году, в Югославии в 2000-м, на Филиппинах в 1986-м. Но пока такой деятельностью в разных странах мира занимались якобы частные американские фонды и организации, а теперь это как минимум официальное объявление новой "холодной войны", на этот раз всему мусульманскому миру, за некоторыми исключениями (Нигерия, Индонезия и некоторые другие сюда не попали географически).
Вот какая инициатива окажется на столе перед лидерами стран "восьмерки". У них есть несколько способов отреагировать. Первый -- напомнить американцам, что арабы, как правительства, так и "улица", теперь, после войны в Ираке, еще лет сто не будут принимать вообще никаких инициатив, исходящих от США. И вообще любой желающий добиться какого-то успеха в мусульманском мире вынужден будет десять раз повторить, что его инициатива -- не американская, а совсем наоборот.
Второй способ -- воспользоваться опытом СССР времен Леонида Брежнева: единодушно утвердить и одобрить все предложения США не глядя, хорошо зная, что все равно ничего не получится.
Третий способ -- это комбинация первого и второго: замотать дело поправками, оговорками, обсуждениями и прочей дипломатией, создать иллюзию переговорного процесса, но держаться как можно дальше от фактического участия в американском плане.
Нельзя, однако, забывать, что проблемы Ближнего Востока, арабского мира, мира ислама существуют. Демократия нужна региону, ситуация в котором пока опасна и требует наибольшего внимания всех мировых лидеров, а не только западных. Диалог с Ближним Востоком и мусульманским миром вести все равно надо. Вопрос, как это делать. Если диалог не получается у Буша -- надо помочь президенту США. Не критиковать США за навязывание насильственным путем своих ценностей иным народам, не отвергать инициативу Буша с порога, а показать, какие приемлемые пути к сближению можно предложить арабам и другим мусульманам. Вот каким мог бы быть четвертый способ реакции на ближневосточную инициативу Буша.
Дмитрий КОСЫРЕВ, политический обозреватель РИА "Новости", -- для газеты "Время новостей"