|
|
N°42, 15 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бесплатный пиар
Юрий Трутнев начал бороться с коррупцией, еще даже не переехав в Минприроды
Первый скандал настиг новое правительство в самом закономерном месте -- в Министерстве природных ресурсов. Перед тем как расстаться с правом подписи теперь уже экс-министр Виталий Артюхов в спешном порядке утвердил свыше 60 лицензий на разведку нефти, а также распорядился выделить департаменту научного обеспечения и инновационных исследований Минприроды (ДНОИИ) 418 млн руб. на проведение научно-исследовательских работ. Большая часть лицензий досталась ФКП «Выбор», которую контролирует партнер по бизнесу сына г-на Артюхова предприниматель Вартан Вартанов.
Новый министр, экс-глава администрации Пермской области Юрий Трутнев не стал упускать представившийся шанс прослыть борцом с коррупцией еще до окончательного переезда в Москву. По его распоряжению, выдача лицензий и перечисление средств были приостановлены, а сам новоиспеченный федеральный министр, сдавая дела пермского губернатора, успел дать сразу два интервью, в которых клятвенно пообещал искоренить коррупцию и другие виды чиновничьего произвола на местах.
Виталий Артюхов в 1997--2000 годах возглавлял Федеральную дорожную службы и «Росдорагентство», которые принимали самое деятельное участие в распределении внушительных (около 1 млрд долл. в год) средств Дорожного фонда -- одного из самых коррупционно-емких госучреждений. Летом 2001 года он получил назначение в Министерство природных ресурсов, которое только-только пережило один из самых громких в своей истории скандалов. Конкурс на крупное нефтяное месторождение Вал Гамбурцева, заплатив всего 7 млн долл., выиграла компания, принадлежавшая бывшему первому замминистра финансов Андрею Вавилову. Г-н Артюхов пришел в МПР под лозунгом инвентаризации и наведения порядка выданных лицензий и создания прозрачного механизма распределения новых. Подготовить и провести в жизнь новый закон о недрах вместо морально устаревшего нормативного акта от 1994 года ведомство Артюхова так и не смогло. Наведение порядка выразилось в колоссальном затруднении процедуры выдачи лицензий, которые сначала вообще не выдавались. Тем подозрительнее выглядит «скорострельность» министра в последний день работы: подписано 62 лицензии на разведку нефти. Из них 18 лицензий на разведку в Урайском районе (ХМАО) получил ЛУКОЙЛ. По словам пресс-секретаря компании Дмитрия Долгова, эти лицензии компания должна была получить еще год назад, но все это время они находились на подписи у министра без движения. Причины первоначальной медлительности и последующей торопливости г-на Артюхова в ЛУКОЙЛе комментировать не стали. С представителями компании г-на Вартанова в выходные связаться не удалось.
Новый министр Юрий Трутнев отреагировал на действия своего предшественника очень оперативно. Перед отлетом в Пермь для сдачи губернаторских дел он успел распорядиться приостановить госрегистрацию лицензий и начать проверку их выдачи. А в Перми дал сразу два интервью -- «Российской газете» и «Комсомольской правде», в которых рассказал о нечистоплотности Артюхова и о том, как он беспощадно будет бороться с коррупцией в министерстве. «В любом случае все это в значительной степени нарушает мою договоренность с прежним министром: я его прямо лично при всех заместителях просил до моего вступления в полномочия не предпринимать значимых действий», -- заявил он «Российской газете». Кадровый вопрос г-н Трутнев назвал одним из самых важных и пообещал искоренить в ведомстве «жуликов». По его словам, он уже сделал предложения двум вице-губернаторам Виктору Шеину и Анатолию Темкину, которые, судя по всему, призваны этих «жуликов» заменить, перебраться с ним в Москву.
Для только что получившего повышение из провинции вся эта история -- сущий подарок. Юрий Трутнев теперь может сразу зарекомендовать себя и перед высшим начальством, и перед общественностью борцом за «чистоту рядов» и помыслов. Тем более что у пермского губернатора, начинавшего политическую карьеру в качестве весьма авторитетного предпринимателя, с этой самой репутацией имеются некоторые сложности.
Алексей ГРИВАЧ