|
|
N°42, 15 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
РЖД хотят заработать
На контейнерах и нефти
Не прошло и двух месяцев с тех пор, как президент ОАО «Российские железные дороги» Геннадий Фадеев отчитался перед публикой о работе компании за первые три месяца ее существования, а в прошедшую пятницу он уже представил новый отчет -- по итогам работы пяти месяцев. И хотя начал г-н Фадеев с замечания о том, что Владимир Путин уделяет самое пристальное внимание вопросам развития и модернизации транспортного комплекса, поводом для выступления главы РЖД были, по всей видимости, не выборы президента, а изменение структуры правительства и появление нового министра. Как известно, сильно похудевшее после создания РЖД Министерство путей сообщения теперь стало частью Министерства транспорта и связи во главе с бывшим менеджером «Северстальтранса» Игорем Левитиным.
И теперь менеджменту РЖД придется работать в новых условиях -- карманного министерства (во главе которого стоял в прошлом Вадим Морозов, правая рука г-на Фадеева) больше нет, а госрегулированием отрасли занимается менеджер одной из частных операторских компаний, которые, согласно реформе, являются конкурентами РЖД и, к слову сказать, выражают недовольство наличием у госкомпании ряда преимуществ. Вместе с тем железнодорожники возлагают на г-на Левитина, курировавшего в «Северстальтрансе» (РЖД связывают долгосрочное сотрудничество с «дочкой» «Северстальтранса» -- Коломенским заводом) транспортное машиностроение, надежды на решение многих проблем.
В пятницу Геннадий Фадеев не преминул заручиться расположением нового правительства, заявив, что оценивает укрупнение очень позитивно, а в том, что МПС станет всего лишь агентством, не видит ничего плохого. Слияние, по его мнению, позволит ликвидировать барьеры между всеми видами транспорта и проводить более сбалансированную политику. Между тем, будучи министром путей сообщения, г-н Фадеев слыл ярым противником превращения МПС в придаток Минтранса. «На мой взгляд, это можно сделать не ранее 2007 года, -- размышлял г-н Фадеев в одном из своих интервью в конце 2002 года. -- Только после того, как ОАО «РЖД» пройдет проверку на жизнеспособность». Через год г-н Фадеев получил пост президента РЖД, и его взгляды поменялись. «Это неизбежный процесс», -- сказал он в минувшем августе, оценивая сроки слияния в полгода.
Теперь железнодорожники изо всех сил стараются показать эффективность своей работы. Согласно планам РЖД, рентабельность грузовых перевозок возрастет с 1% в 2003 году до 7% в 2007-м и 13% в 2010 году. По итогам нынешнего года РЖД, по словам г-на Фадеева, покажут до 8 млрд руб. прибыли, что почти втрое больше показателя 2003 года -- 2,8 млрд руб. Планируется, что в 2005 году прибыль составит уже 25--26 млрд, а в 2006 --около 35 млрд рублей.
Геннадий Фадеев подчеркивает, что прибыль будет расти не за счет налогоплательщиков. Тарифы, согласно разрабатываемому компанией трехлетнему бюджетному плану, в ближайшие три года будут находиться ниже уровня инфляции -- в 2004 году рост составит 10%, в 2005 году -- 8,5%, в 2006 году -- 7,5%. Главной строкой в доходах железнодорожников значатся грузоперевозки, в этом направлении и будет приложен максимум усилий. Во-первых, по словам г-на Фадеева, будет усилено внимание к инновационным видам перевозок: контейнерным и контрейлерным (перевозки автоприцепов и т.п.), в том числе и за счет объединения их с морским и автомобильным транспортом. РЖД и Дальневосточное морское пароходство уже договорились создать совместную компанию с паритетным участием по перевозкам крупнотоннажных контейнеров, которая, по их мнению, станет крупнейшим игроком на мировом рынке. Отсекать посредников и снижать издержки путем обслуживания клиентов «от двери до двери» в РЖД намерены и путем создания подобных СП с автомобильными перевозчиками. Во-вторых, считает г-н Фадеев, необходимо отказаться от регулирования железнодорожных тарифов в конкурентных сегментах транспортного рынка, особенно в области перевозки нефти. Здесь РЖД собираются проявить особенную активность. «Мы поставляли в Китай 2,6 млн тонн, сегодня заявка на 5,6, а завтра мы можем везти и все 20 млн тонн нефти. Новый нефтепровод для такого количества нефти не может быть построен и в ближайшие несколько лет», -- уверяет Геннадий Фадеев.
Яна ВИКТОРОВА