|
|
N°42, 15 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Сокол" обернулся "МиГом"
Авиастроители сливаются
Российская самолетостроительная корпорация (РСК) "МиГ" и Нижегородский авиазавод (НГАЗ) "Сокол" объявили в пятницу о намерении объединиться. Механизм объединения пока не разглашается. Реализацию проекта затрудняет различие хозяйственно-правового статуса двух фирм. "Сокол" -- акционерное общество, контрольный пакет которого принадлежит частной фирме -- ЗАО "Группа "Каскол". Президент этой фирмы Сергей Недорослев по совместительству председательствует в совете директоров "Сокола". А корпорация, в состав которой завод собирается влиться, -- унитарное государственное предприятие.
12 марта генеральный директор "МиГа" Валерий Торянин в присутствии журналистов скрепил своей подписью лаконичный меморандум о взаимопонимании, в котором говорится, что "с целью усиления интеграции и повышения эффективности использования производственных мощностей" РСК и "Сокол" "пришли к соглашению о необходимости вхождения ОАО "НГАЗ "Сокол" в РСК "МиГ". Со стороны завода соглашение заключил председатель совета директоров Сергей Недорослев. Он не смог лично присутствовать на церемонии. Но его заранее поставленную на документе подпись г-н Торянин во избежание кривотолков продемонстрировал собравшимся.
Как предполагается, первым шагом к объединению станет передача акций "Сокола" в управление РСК. Впрочем, партнеры предпочитают не раскрывать полностью механизм вхождения завода в корпорацию. "Это пока является некоторой тайной, -- ответил Валерий Торянин на вопрос корреспондента газеты "Время новостей". -- Но раз договоренность достигнута -- значит, она устраивает обе стороны". Вице-президент ЗАО "Группа "Каскол" Игорь Забралов, со своей стороны, заявил: "Частные владельцы "Сокола" не боятся отдавать акции в управление государству". Он даже выразил надежду, что их "примеру последуют другие частные акционеры, работающие в авиапромышленности, -- участие государства в авиапроме должно расширяться".
"Каскол", возглавляемый Сергеем Недорослевым, -- самый крупный акционер "Сокола". В 2000 году фирма консолидировала в своих руках около 39% акций завода. У государства в лице РФФИ тогда осталось 38% акций завода. В прошлом году еще 12,5% акций из госпакета было продано по программе приватизации. После этого "Каскол" стал владельцем контрольного пакета НГАЗ.
И вот менее года спустя частный акционер решил добровольно вернуть завод под контроль государства. Смысл этого шага источник в руководстве "Каскола", пожелавший остаться анонимным, объяснил газете "Время новостей" следующим образом. В соответствии с программой приватизации на этот год РСК "МиГ" должна быть преобразована из ФГУП в ОАО со 100-процентным государственным участием. "Каскол" полагает, что следующим логичным шагом должен стать обмен акциями между этим новым ОАО и "Соколом", таким образом, чтобы нынешние частные акционеры НГАЗ стали бы акционерами объединенной корпорации.
В пятницу, однако, выяснилось, что у главы РСК Валерия Торянина есть свои соображения по поводу акционирования вверенного ему ФГУП. Он сообщил, что направил правительству письмо с предложением отложить эту операцию до 2008 года. Гендиректор "МиГа" оговорился, что пока программу приватизации на этот год, утвержденную бывшим премьером Михаилом Касьяновым в августе 2003 года, никто не отменял, следовательно, выполнять ее надо. "Мы считаем, что для нас в акционировании нет никакого выигрыша, кроме негативных моментов", -- подчеркнул однако г-н Торянин.
Что же касается объединения с "Соколом", глава "МиГа" пообещал провести его в кратчайшие сроки, хотя и поостерегся называть эти сроки точно. По словам г-на Торянина, процесс юридического оформления может занять от нескольких месяцев до года.
Генеральный директор "Сокола" Михаил Шибаев заявил газете "Время новостей", что его предприятие вливается в состав РСК "МиГ" абсолютно добровольно, без какого-либо давления со стороны государства. Он выразил надежду, что интеграция с одним из ведущих российских разработчиков боевых самолетов позволит обеспечить загрузку завода заказами. В советские времена "Сокол" выпустил 13 935 «МиГов» разных типов. Сейчас на заводе идут работы по учебно-боевым истребителям МиГ-29, высотным перехватчикам МиГ-31, тренировочным самолетам МиГ-АТ, а также по модернизации истребителей МиГ-21. Из-за недостатка финансирования ни одна из этих машин серийно не выпускается.
Михаил КУКУШКИН