Время новостей
     N°76, 27 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.04.2001
Вечно перспективный рынок
General Motors надеется улучшить положение за счет «Нивы»
Компания General Motors (GM), «АвтоВАЗ» и ЕБРР планируют в мае подписать учредительные документы по созданию совместного предприятия, которое займется выпуском автомобилей Chevy-Niva. Об этом заявил вице-президент GM Дэвид Херман. Общая стоимость проекта составит около 300 млн долларов. «АвтоВАЗ» вносит свою долю в предприятие в виде активов и интеллектуальной собственности на машину "Нива" ВАЗ-2123 (именно она после старта совместного проекта станет называться Chevy-Niva), а остальные акционеры -- «живыми» деньгами. В результате ЕБРР будет владеть 17% акций, «АвтоВАЗ» и GM -- по 41,5%. Впрочем, как отметил Дэвид Херман, согласно договоренности, в 2007 году ЕБРР может предложить другим акционерам купить его долю акции. «Мы планируем, что в 2007 году у «АвтоВАЗа» и GM будет по 50% акций СП, -- сказал Дэвид Херман. -- Дело в том, что участие ЕБРР в таком проекте нетипично для банка, но он пошел навстречу американской компании для того, чтобы помочь организовать СП и активизировать процесс экономического развития России». Согласно бизнес-плану инвестиции должны окупиться к 2009 году.

Первый автомобиль должен сойти с конвейера в сентябре 2002 года. Через 16 месяцев ожидается выход на проектную мощность в 75 тыс. автомобилей в год. Расчетная цена Chevy-Niva в рознице -- 8 тыс. долларов. Предполагается, что половина производимых автомашин будет экспортироваться в Южную Америку, Мексику, Западную Европу и Китай. Не исключено, что производство автомобилей Chevy-Niva будет налажено на заводе GM в Шанхае (Китай).

Реализуя проект на Волжском автозаводе, американский концерн намерен выйти на первое место среди иностранных компаний по уровню продаж автомобилей в России. Между тем в первом квартале текущего года General Motors продал всего 311 машин. Хотя это и в четыре раза больше, чем за тот же период 2000 года, текущий объем продаж означает, что детройтская фирма по уровню сбыта занимает одно из последних мест на российском рынке среди других автомобильных компаний. Наибольшим спросом в 2000 году пользовались такие модели GM, как Chevrolet Blazer и Opel Vectra. Не слишком удачно складываются дела у компании и в Елабуге, где осуществляется сборка именно этих двух моделей. General Motors принял решение приостановить автомобильный проект на ЕлАЗе как минимум до конца нынешнего года и дождаться обнародования концепции правительства по развитию автомобильной промышленности. Не исключено, что в перспективе СП "ЕлАЗ--General Motors" может быть преобразовано в предприятие по сборке комплектующих для СП "АвтоВАЗ--General Motors".

Сейчас «ЕлАЗ--GM» не заказывает новые комплекты машин, а лишь реализует уже собранные автомобили. По словам Дэвида Хермана, сейчас очень сложно продавать в России дорогие автомобили -- покупательная способность населения низка. Производить же дешевые автомобили мирового уровня невозможно, подчеркнул он. Как отметил Дэвид Херман, Россия -- очень перспективный рынок, но важно, чтобы он не остался «перспективным навсегда, подобно бразильскому».

Алексей ЗЕМЦОВ