|
|
N°42, 15 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пенсионные деньги остались у государства
Частные компании довольствуются минимумом
Уже третий месяц россияне имеют возможность пользоваться первыми плодами пенсионной реформы. В конце прошлого года 42 млн будущих пенсионеров могли доверить накопительную часть будущей пенсии частной управляющей компании. Однако главный этап важнейшей реформы прошел так скомкано, что сегодня даже непосредственные ее исполнители не могут сказать, на какой стадии она находится. Кстати, многие из них уже успели сменить место работы. Например, Михаил Зурабов "переброшен" с поста главы Пенсионного фонда в Минздрав, на более важный участок работы по реформированию системы ОМС. Один из главных идеологов нового принципа пенсионного обеспечения, замминистра экономического развития Михаил Дмитриев, характеризует ситуацию так: "Реформа не закончена, но стала необратимой, однако мы не испытываем удовлетворения".
Газета "Время новостей" планирует изучать последствия проведенной пенсионной реформы на новой тематической полосе "Личный счет".
Государство, похоже, добилось именно того результата, на который рассчитывало: вся ответственность за пенсионное обеспечение граждан в будущем легла на самих граждан, при этом все средства ПФР по-прежнему остались у государства.
Смысл новой системы пенсионного обеспечения изначально заключался в том, чтобы поставить размер будущей пенсии гражданина в зависимость от количества уплаченных им взносов в пенсионный фонд. То есть заинтересовать граждан в уплате единого социального налога (ЕСН) и заставить работодателей вывести зарплату из тени. На повестке дня стояла и другая проблема. От Советского Союза Россия унаследовала распределительную пенсионную систему, в которой все поступления в Пенсионный фонд от работающих граждан делились между сегодняшними пенсионерами. Однако негативный прогноз демографической ситуации в России говорит о том, что количество работающих будет уменьшаться, а количество пенсионеров -- увеличиваться, и распределительная система скоро не сможет обеспечивать пенсионеров. Мировой опыт давно предлагает выход из этой ситуации -- создание в структуре пенсионного фонда некоего инвестиционного задела, средства которого инвестируются в экономику и приносят прибыль, покрывающую негативные демографические тенденции. Высокие цены на нефть и благоприятная демографическая ситуация последних лет, когда на пенсию вышло крайне немногочисленное военное поколение, по словам Михаила Зурабова, предоставили России "окно возможности" для перехода на новые принципы пенсионного обеспечения.
В результате Россия остановилась на схеме, по которой налоговые платежи в ПФР и, соответственно, пенсионные выплаты гражданам складываются из трех частей. Базовая часть пенсии осталась распределительной, она едина для всех и выплачивается по возрасту. Страховая часть рассчитывается по многим параметрам, таким как стаж, последняя зарплата и т.д. И, наконец, накопительная часть пенсии формируется из налоговых платежей граждан на личном пенсионном счете. На Западе за 25--30 лет трудового стажа на пенсионном счете гражданина накапливается достаточно крупная сумма, позволяющая безбедно встретить старость. Для банков пенсионные счета граждан крайне выгодны, так как дают "длинные" деньги, поэтому проценты по ним самые привлекательные. Пенсионных схем множество, однако если на Западе пенсионеры живут преимущественно на проценты с пенсионного счета, а сам счет могут завещать детям, то Россия, как всегда, пошла другим путем. Эксперты ПФР рассчитали, что среднестатистический гражданин после выхода на пенсию живет 19 лет. Соответственно, накопленная к моменту выхода на пенсию сумма делится на 19 лет и на 12 месяцев -- эти деньги и составят прибавку к ежемесячной базовой и страховой частям пенсии. Нет нужды говорить, что если пенсионер после выхода на пенсию "вдруг" проживет менее 19 лет, то он не сможет никому завещать остатки своих денег. Гражданин может изучать фондовый рынок, выбирать наиболее надежные государственные и негосударственные управляющие компании, различные инвестиционные пакеты, но он не должен забывать главного: уплаченные в виде налогов деньги принадлежат государству.
Подобная схема даже теоретически вызывала много вопросов, а уж когда дошло дело до ее воплощения в жизнь, власти в очередной раз продемонстрировали приверженность принципу "хотели как лучше, а получилось как всегда". В первом полугодии 2003 года о реформе вообще забыли. Михаил Дмитриев, обвинивший правительство в срыве срока ее проведения, получил предупреждение о неполном служебном соответствии, а реформа была продлена. Затем не уложился в отведенное ему время уже Пенсионный фонд. ПФР должен был до 1 августа разослать будущим пенсионерам 42 млн "писем счастья" с информацией о состоянии личного пенсионного счета, с тем чтобы граждане до 15 октября решили судьбу своих пенсионных накоплений. Им предлагалось или по умолчанию оставить деньги у государства (управлять деньгами "молчунов" от имени государства выбран Внешэкономбанк), или перевести их в частную управляющую компанию. Однако ПФР не уложился в срок и вынужден был продлить рассылку до 1 декабря. Тираж перепечатывать не стали, поэтому и в ноябре граждане продолжали получать письма с пометкой "действительно до 15 октября". Ситуация осложнялась и тем, что никто из будущих пенсионеров не знал перечня частных управляющих компаний, допущенных к работе с пенсионными накоплениями, так как Минфин, в свою очередь, провалил срок проведения конкурса по их отбору. Бизнес рассчитывал на то, что в частный сектор переведут деньги минимум 10% граждан, или около 4 млн человек, поэтому многие управляющие компании приложили серьезные усилия, чтобы выиграть конкурс. Однако из-за отсутствия необходимой информации таковых оказалось лишь около 700 тыс человек. В результате на долю каждой из 55 компаний, прошедших жесткий отбор, пришлось примерно по 1 млн долл., при том что порог рентабельности управления инвестиционным пакетом оценивается не менее чем в 30 млн долларов.
Но и этих денег управляющие компании не получили вовремя. ПФР должен был перевести их до 1 января, но выяснилось, что отобранные по конкурсу УК не могут воспользоваться услугами банков, не прошедших конкурсный отбор Минфина. Еще один конкурс поставил под угрозу срыва крайний срок перевода денег -- 31 марта. Правда, замминистра финансов Белла Златкис на днях заявила, что ПФР уже продал весь пакет госбумаг, в который вложены пенсионные накопления граждан за 2002 год, и успеет перевести вырученные средства как в государственную, так и в негосударственные управляющие компании до конца месяца.
По словам Михаила Зурабова, за 2002 год ПФР по инвестированным средствам получил фантастическую прибыль -- на уровне 40% годовых. Белла Златкис отмечает, что финансовый результат проданного фондом в марте пакета ценных бумаг "представляет собой сенсацию". Профессиональных экономистов такие цифры повергли в смятение, так как ПФР имеет право вкладывать деньги лишь в российские госбумаги, которые демонстрируют отрицательную доходность. Однако какими бы спорными ни были методики расчета прибыли фонда, ясно, что если бы частным компаниям пришлось конкурировать с государством еще и по уровню доходности, то перспектив утвердиться на этом рынке у них не было бы даже в теории. Впрочем, уже в ближайшие годы прибыль ПФР, по оценкам, вполне может смениться убытками. И тогда даже умеренные проценты, заработанные частными управляющими компаниями, покажутся будущим пенсионерам вполне привлекательным уровнем дохода.
Александр ГУДКОВ