|
|
N°76, 27 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Побочный эффект
Ограничение цен на лекарства имеет свои минусы
В большинстве развитых стран, за исключением США и Франции, цены на лекарственные препараты -- и рецептурные, и в свободном доступе -- регулируются государством. Методы применяются самые разные, но все они основаны на ограничении то цены производителя, то доходов компаний, а также цен на новые лекарства, торговых надбавок и др.
Не стала исключением и Россия. В 1999 году было выпущено правительственное постановление №347 «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства». В нем дан механизм государственной регистрации (ее производят Минздрав и Минэкономразвития) отпускных цен производителя на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших. В этом списке сейчас около 8 тыс. наименований, из которых зарегистрировано 6,7 тыс. лекарственных средств от 364 производителей (181 из них -- зарубежные). Кроме того, там сказано, что при формировании оптовой и розничной цены оптовики и аптеки обязаны руководствоваться этими самыми зарегистрированными ценами, а размеры оптовых и розничных надбавок устанавливаются органами исполнительной власти субъектов федерации.
Как сообщила вчера на семинаре по ценообразованию на фармацевтическом рынке Елена Толстова (управление организации фармацевтической деятельности Минздрава), оптовые надбавки по стране колеблются в среднем от 10 до 30%, розничные -- от 10 до 60%. Далеко не всегда торговцы берут по максимуму. Так, в Краснодарском крае оптовики накидывают в среднем 12%, хотя в этом регионе разрешено добавлять 15%, в Орловской области соответственно 13% и 20%.
Участники семинара дружно соглашаются с тем, что государство должно регулировать цены на лекарства. Но его вмешательство не всегда приводит к желаемым последствиям. Как рассказала на семинаре Елена Финагина, директор по маркетингу группы компаний Щелковский витаминный завод--«Новосибирскхимфарм»--«Красфарма», дешевый товар вымывается из аптечной сети. Она пояснила, почему это происходит, на примере собственной продукции. Отпускная цена упаковки валидола -- 2 руб., пантогама -- 120 руб. С валидола оптовик получает 36 коп. дохода, с пантогама -- 38 руб., а затраты на продажу и того, и другого лекарства одинаковые. Понятно, какой товар предпочитают и дистрибьюторы, и аптеки. А суммарные торговые накрутки доходят до 100%, и это тоже не радует ни производителя, ни покупателя.
Анастасия НАРЫШКИНА