Время новостей
     N°41, 12 марта 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.03.2004
Честный боевик
Магомед Хамбиев не служил, не поддерживал и не встречался
Бывший командир национальной гвардии Ичкерии генерал Магомед Хамбиев, о сдаче которого официальным чеченским властям было с помпой объявлено 8 марта, вчера подтвердил свое намерение встать на путь исправления. «Если моя помощь понадобится, я окажу полную поддержку Кадырову и буду служить честно, как это делал честно, будучи министром обороны у Масхадова и Дудаева, -- заявил г-н Хамбиев на пресс-конференции в Гудермесе. -- Действующим президентом Ичкерии я был назначен министром обороны, не нарушал закон и дальше буду честным и добропорядочным гражданином».

Г-н Хамбиев опроверг появившиеся в прессе сообщения о том, что он сдался в обмен на освобождение своих родственников, взятых в заложники бойцами службы безопасности Ахмата Кадырова. «Не было никаких заложников и невинно задержанных родственников, -- объяснил генерал. -- Были задержаны лица, но они в какой-то степени помогали тем, кто находится в горах. Их тоже отпустили, выполняя данные мне обещания».

Магомед Хамбиев сообщил, что чувствует себя уверенно и спокойно, никого не боится и ему обеспечена охрана. Экс-министр считает, что совесть его чиста: он подчеркивает, что хоть и воевал с Россией 13 лет, в незаконных вооруженных формированиях не состоял, ваххабизм не поддерживал и никогда не встречался с «бандитами и террористами» Шамилем Басаевым, Зелимханом Яндарбиевым и Мовлади Удуговым.

Судя по всему, федеральные правоохранительные органы склонны разделить хамбиевский оптимизм. Вчера зампрокурора Чечни Александр Никитин сообщил, что к сдавшемуся генералу не применялся арест, хотя он и находится «под контролем правоохранительных органов». Проверять, насколько в действительности чиста биография экс-министра, прокуратура собирается еще дней десять, хотя г-н Никитин уже объявил, что «пока причастность Хамбиева к совершению тяжких преступлений не установлена».

Это утверждение звучит несколько неожиданно, поскольку еще несколько лет назад федеральные правоохранительные структуры вполне уверенно называли фамилию Хамбиева в связи с покушением на тогдашнего мэра Грозного Супьяна Махчаева весной 2000 года, а также нападением боевиков на райцентр Ножай-Юрт в августе того же года. В ноябре 2000 года в печати появились сведения о задержании генерала российскими спецслужбами, которые, правда, официально не подтверждались. В дальнейшем данные о Магомеде Хамбиеве поступали отрывочные и невнятные: говорили, что он всерьез рассорился с Шамилем Басаевым и теперь не то отсиживается в грузинском Панкисском ущелье с несколькими сотнями отборных боевиков, не то совсем отошел от дел и тихо живет у себя дома в Беное.

Объяснить внезапно возникшее стремление прокуратуры простить генералу все его прошлые грехи можно только тем, что раскаявшийся Магомед Хамбиев стал первым крупным лидером чеченского сопротивления, который добровольно сдался властям. Кстати, сам генерал вчера призвал последовать его примеру своего бывшего начальника Аслана Масхадова. Но даже если тот вдруг решит воспользоваться моментом, едва ли кадыровские «гарантии безопасности» распространятся и на него.

Иван СУХОВ