Время новостей
     N°41, 12 марта 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.03.2004
Сортирный вопрос
100% Design дебютирует в России
В Гостином Дворе с 11 по 14 марта прописался маленький кусочек Лондона. 100% Design проходит в столице Великобритании с 1995 года. По словам выступавшего на московской пресс-конференции соучредителя выставки Йена Раджа, цель 100% Design -- создать среду, где индивидуальные дизайнеры и производители предметов современного интерьера выставляют свои работы на одной площадке с именитыми производителями. В результате появляются правила игры -- и для господ оформителей (представление о стандарте качества), и для господ бизнесменов (налаживаются контакты и оформляются договоры).

Организаторы московской версии 100% Design из компании Reed Exhibitions и российского выставочного объединения РЕСТЕК уверили, что концептуально и тематически новая выставка ничем не отличается от английского собрата. В самом деле, колоратурное сопрано длинношеих стульчиков от Аллермюи и бархатный тенорок хищно-ласковых диванчиков от Минотти самой высокой пробы. Постарался и художник всей экспозиции, встретивший журналистов «частным образом», в ботинках на босу ногу, симпатяга Джеми Энли. На пресс-конференции он восторгался русской зимой и чистым снегом. Наверное, поэтому стильно упаковал привезенную мебель в белоснежные мягкие подушки-сугробы.

Теперь главный вопрос: чужие мы на этом дизайнерском празднике жизни или худо-бедно соответствуем? Можно, конечно, согласиться с мистером Раджом, считающим, что ситуация этого года в России повторяет Лондон десятилетней давности. Существует много отдельных маленьких дизайнерских фирм, а механизма, регулирующего отношения между ними и рынком, промышленностью, производством, не существует. Выставка наладит коммуникацию, установит критерии, поддержит рынок.

Все так. Однако стартовые возможности у нас сегодняшних и у англичан десятилетней давности совсем не равные. К несчастью, российская сторона, компания РЕСТЕК, приготовила посетителям сюрприз. Помните, в советское время были такие наборы -- заказы на праздник? Там к шампанскому и маленькой баночке с черной икрой прилагались в нагрузку кильки в томате и сырок «Дружба». Вот эту «Дружбу» зачем-то и впихнули на задворки 100% Design. Пройдя экспозицию, видишь надпись огромными буквами: FIDEXPO. Это IV Международная специализированная выставка мебельной промышленности России. Когда после 100% Design попадаешь на ее территорию, впечатление, будто после Центра Помпиду тебя заставили посетить ЦДХ на Крымском валу или после бутика Армани -- вещевой рынок на «Петровско-Разумовской».

Конечно, стопроцентные дизайнеры у нас тоже имеются. Единицы обнаруживаются на FIDEXPO. Иные даже вписаны в московскую версию лондонской выставки. Но их круг пока страшно узок, и потом -- лучшие из лучших работают скорее в формате «музейном», создают не дизайн как таковой, а произведения концептуализма, Contemporary Art. Отчасти подтверждает это отличный конкурс молодых архитекторов, который в рамках 100% Design проводит журнал «Интерьер+Дизайн». Очень талантливые работы. Смоделированы на компьютере. Тут лежащий красный человечек на экране превращается в стол, потом в диван. Там кресло трансформируется в шезлонг. Это все замечательный артистический жест. Но на прецедент общения с производством (в этом общении -- главная задача 100% Design) не тянет.

Пока за контакт с бизнесом в дизайне у нас будут отвечать фирмы формата многих участников FIDEXPO, наше место в Европе будет на обочине. У выхода. По-галльски говоря, «сортира». Одна надежда: регулярный 100% Design в России не даст «сортирному вопросу» испортить нас окончательно.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки