|
|
N°41, 12 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Собственное дело
Как государство пыталось не мешать бизнесу работать
Среди приоритетов, обозначенных Владимиром Путиным в начале его первого срока, строительство отношений бизнеса и власти занимало не последнее место. В отличие от олигархических структур, которым прописали "равноудаление", среднему и мелкому бизнесу была обещана всяческая поддержка. В отдаленной перспективе -- в качестве, по словам президента, "идеальной системы" -- малый и средний бизнес должен был составить до 80% экономики России, как в развитых странах.
Сказать это оказалось легче, чем сделать. На сегодняшний день доля малого и среднего бизнеса по-прежнему низка, а отдаленная перспектива так и остается весьма отдаленной.
И все же нельзя сказать, что ситуация ни в чем не изменилось. О нуждах и проблемах "неолигархической" части бизнеса по крайней мере заговорили вслух. Более того, были сделаны первые попытки -- широко разрекламированные, хотя и робкие по сути -- убрать стоящие на его пути барьеры.
Чтобы дать толчок его развитию, решено было начать "с ограничения вмешательства государства в ведение бизнеса". Что в переводе на человеческий язык означает уменьшение "рэкета чиновников", который для бизнеса был зачастую опасней криминального. Число организаций, имеющих право проверить предприятия, превышает десяток. Тут и налоговая, пожарная, административно-техническая, экологическая инспекции, санэпиднадзор, милиция, соцстрах, лицензирующие и сертифицирующие органы. До 2001 года проверяющие инстанции могли сколь угодно часто напоминать о себе руководству предприятий, в результате чего некоторые (особо доходные или не имевшие "крыши" среди местных чиновников) предприятия проверяли чуть ли не ежедневно. Естественно, что большинство таких проверок сводилось к банальному вымогательству.
В конце 2001 года разнообразным инспекциям поставили предел: плановая проверка предприятия должна проходить не чаще двух раз в год. Правда, внеплановые обследования неблагонадежных предприятий по-прежнему проводятся так же часто, как и раньше. Налоговики так вообще поставили это дело на государственный уровень. Теперь если они "чувствуют", что государству недоплачивают, то "выстреливают" по предприятию целой серией выездных и документальных проверок. На их языке это называется «усиление налогового администрирования».
Не сильно отстали в своем рвении и прочие проверяющие. По данным Центра экономических и финансовых исследований и разработок, в 2002 году 23% предприятий стали жертвой прямого нарушения закона со стороны органов противопожарной безопасности, а 17% -- со стороны органов санэпиднадзора, проводящих неоднократные плановые проверки на предприятиях в течение одного года. К 2003 году участились проверки со стороны органов внутренних дел: 60% их визитов остаются незапланированными и проводятся без предъявления предписания. Причем у милиции доля незапланированных проверок возросла с 60 до 75%, у пожарной службы -- с 33 до 63%, у СЭС -- с 31 до 56%. При этом все чаще проверяющие назначают "штрафы, не основанные на официальной шкале" (то есть какие захотят): у милиции их число выросло с 43 до 73%, у противопожарной службы -- с 25 до 43%.
Таким образом, бремя чиновничьего рэкета для бизнеса уменьшилось количественно, зато выросли объемы "пожертвований".
Вторым шагом (и пожалуй, единственно успешным) стало введение "принципа одного окна" при регистрации предприятий, то есть упрощение процедуры открытия фирм. Но и на это нововведение потребовалось несколько лет. После длительных дискуссий и жесткой оппозиции региональных властей в 2002 году был введен новый порядок регистрации. Если оформление документов для регистрации предприятия в конце 90-х годов занимало не менее трех месяцев, то сегодня при большой сноровке с оформлением документов можно уложиться в неделю с небольшим.
Правда, влезть в «одно окно» поначалу получалось с большим трудом. Заявленный пятидневный срок для регистрации на практике выливался как минимум в месяц. Дело в том, что первоначально упрощенный принцип регистрации действовал лишь в усеченном варианте. На шестые сутки после подачи документов предприниматель действительно получал на руки свидетельство о регистрации. Однако одного этого оказывалось мало для того, чтобы фирма реально могла начать работу. Без постановки на учет во внебюджетных фондах и получения кодов классификации в органах статистики открыть расчетный счет в банке невозможно. Чтобы обойти все фонды (плюс отделение Госкомстата), предпринимателю нужно было подготовить четыре дополнительных пакета документов.
Решить эту проблему удалось только в январе нынешнего года. Теперь для открытия расчетного счета в банке уведомления из внебюджетных фондов о постановке на учет ждать уже не нужно. Открыть свое дело теперь можно действительно за гарантированные семь дней. Фонды обязали самостоятельно присваивать свежесозданным предприятиям номера постановки на учет и передавать информацию обратно налоговикам для внесения в Единый реестр юридических лиц. Кредитные учреждения в свою очередь обязали для открытия расчетного счета требовать с предпринимателя лишь два документа: свидетельство о государственной регистрации и свидетельство о постановке на налоговый учет.
В 2002 году было также решено упростить получение лицензий и сертификатов. Новый закон значительно сократил количество лицензируемых видов деятельности, снизил лицензионные сборы с 3 тыс. руб. до 1,4 тыс. руб. Лицензию нужно теперь возобновлять не раз в три года, а не чаще одного раза в пять лет. Правда, получить лицензию меньше чем за 10 тыс. руб. невозможно.
Сроки получения лицензии также не стали меньше. На их получение по-прежнему требуется месяц и даже более, если нужна лицензия на строительство или выпуск лекарств. Местные власти до сих пор выдают лицензии на виды деятельности, не подлежащие лицензированию, к примеру на торговлю, телерадиовещание, ювелирные работы, эксплуатацию ряда механизмов.
Следующим этапом поддержки бизнеса (прежде всего малого) должна была стать реформа налогообложения. На первый взгляд изменения в налогообложении с введением специальной упрощенной системы впечатляют: число уплачиваемых налогов сократилось вдвое. Кроме того, если раньше для получения льгот по налогам требовалось, чтобы на предприятии работало не более 20 человек, то с 2003 года статус малого распространился на предприятия с численностью персонала до ста человек. Однако одновременно была установлена новая планка, преграждающая предприятиям путь к упрощенной системе. Чтобы воспользоваться ею, предприятие должно иметь годовой доход не более 15 млн руб. А это уже не малые, а скорее микропредприятия из сферы бытовых услуг, палаточной торговли возле метро, мелких производств по изготовлению мебели или пошиву одежды.
Да и само снижение числа налогов не было до конца продумано. В любом бизнесе участники торговой цепочки заинтересованы в возврате НДС, а малые предприятия, освобожденные от его уплаты, прерывали эту цепочку. Поэтому с ними не хочет связываться никто из больших, что закрывает для их меньших собратьев важные сферы деятельности, особенно в области производства.
Если со снятием административных барьеров и налогообложением ситуация за четыре последних года хоть как-то сдвинулась с места, то поиск источников финансирования для многих мечтающих о "своем деле" по-прежнему остается хождением по мукам. Даже на переполненном, казалось бы, деньгами финансовом рынке директивно заставить банковскую систему полюбить "неолигархический" бизнес не получилось.
Хотя ряд банков все же открыл в виде отдельного направления деятельности линии по кредитованию малого и среднего предпринимательства, сделано это было скорее в виде пиар-проектов. По мнению банкиров, такого рода кредитование до сих пор слишком накладно в смысле операционных расходов и слишком рискованно, поэтому проценты по кредитам до сих пор запредельно высоки, а максимальный срок редко превышает два года. Часто препятствием для получения кредита становятся даже не высокие ставки, а отсутствие залога. От мелкого предпринимателя к тому же требуют составления такой массы документов, оформить которую он может, только если обзаведется собственной бухгалтерией.
Правда, малый бизнес в плане привлечения денежных средств в последние годы находится в более выгодном положении по сравнению с так называемыми средними предприятиями. Малые предприятия помимо коммерческих кредитов по крайней мере могут претендовать и на господдержку. Администрации некоторых городов довольно охотно выдают начинающим бизнесменам разовые субсидии. Создан также и Фонд финансовой поддержки малых предприятий, который кредитует бизнес непосредственно из бюджета. Главное преимущество государственного кредитования -- невысокие ставки и достаточно длительный срок возврата денег.
Другое дело, что очередь на получение кредита из фонда более всего походит на очередь на получение бесплатного жилья, где спрос всегда многократно превышает предложение. Причем результативность рассмотрения чиновниками кредитных ходатайств зачастую зависит от личной заинтересованности этого госслужащего в выдаче конкретного кредита конкретному лицу. Кстати, именно по причине высокой коррупционности изжила себя и система кредитования через фонды приватизации, когда предприятия самостоятельно договаривались о кредитах с коммерческими банками, а фонды компенсировали часть процентной ставки.
В итоге можно сказать, что за минувшее четырехлетие власти хотя и озаботились проблемами развития отечественного бизнеса, но реально сумели лишь обозначить этот свой интерес. Между тем в ситуации, когда, с одной стороны, мы имеем напуганные и порядком уже деморализованные «олигархические» структуры, а с другой, -- по-прежнему стагнирующий по большей части "нормальный" бизнес, прежде всего средний и малый, эти заявления о намерениях выглядят уже совершенно недостаточными. Больше того, не вполне понятно тогда, кто в таком случае будет увеличивать валовой продукт страны, наполнять ее казну и создавать рабочие места.
Эксперты считают, что на каждого предпринимателя в стране приходится как минимум один чиновник. Ни о какой эффективной поддержке малого и среднего бизнеса в такой ситуации говорить не приходится.
Согласно анкетированию Центра экономических и финансовых исследований и разработок, предприниматели следующим образом видят проблемы, мешающие бизнесу (по убыванию):
-- уровень налогов,
-- экономическая нестабильность в стране,
-- уровень конкуренции,
-- налоговое администрирование,
-- госрегулирование,
-- сложности привлечения капитала,
-- неравные условия конкуренции,
-- коррупция,
-- рэкет.
Если по шкале оценок рэкет и коррупция оцениваются бизнесом на уровне «не проблема -- незначительная проблема», то уровню налогов присваивается оценка «очень значительная проблема».
Подготовила Ирина СКЛЯРОВА