Время новостей
     N°41, 12 марта 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.03.2004
"Дело ветеринара" доведут до конца
Суд отказался заслушать кошку в качестве свидетеля
Сегодня должны были вступить в силу поправки, смягчающие «наркотические статьи» российского Уголовного кодекса. Однако на прошлой неделе обе палаты парламента отложили либерализацию еще на два месяца для того, чтобы правительство определило размеры разовых доз потребления наркотиков и тем самым разъяснило, какое количество психотропных веществ в кармане влечет уголовное наказание. Но старый кабинет министров про наркоманов забыл, а у нового правительства до таких мелочей руки дойдут не скоро. Так что Госнаркоконтроль получил отсрочку для того, чтобы довести до конца «дела ветеринаров», обвиняющихся в применении запрещенного до недавнего времени обезболивающего препарата кетамин. Вчера в Кузьминском суде прошло очередное заседание по делу Константина Садоведова, работающего в государственной ветеринарной клинике ГУП "Полигон".

Своим пребыванием на скамье подсудимых ветеринар Садоведов обязан чиновникам Минсельхоза, забывшим в 1998 году включить препараты для наркоза в список, утверждая реестр медикаментов, разрешенных к применению в ветеринарии. Легально ветеринары могли использовать другой препарат -- рометар, который только обездвиживает животное, но не обезболивает и не усыпляет. Естественно, в такой ситуации многие медики на свой страх и риск пользовались не травмирующим животных кетамином. Этим и воспользовались руководители свежеиспеченного Госнаркоконтроля, пытаясь доказать важность своей службы. В рамках операции "Допинг" была проведена серия проверок в ветеринарных клиниках, после которых было возбуждено несколько уголовных дел, связанных с применением кетамина. «Официально говорят о шести уголовных делах, но на самом деле их намного больше, и возбуждены они не только в Москве», -- утверждает президент Ассоциации практикующих ветеринарных врачей Сергей Середа.

До суда пока дошло лишь дело Константина Садоведова. «Меня вызвали на дом для стерилизации кошки, и когда я набрал кетамин в шприц, хозяева превратились в сотрудников Госнарконтроля», -- рассказал г-н Садоведов корреспонденту газеты «Время новостей». У ветеринара изъяли 0,24 грамма кетамина, что по действующим нормам считается крупным размером (от 0,02 до 1 грамма). Затем Садоведову объявили, что его действия подпадают под две статьи УК, -- оперативники сочли, что он «совершил покушение на незаконное приобретение или хранение в целях сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере».

Когда дело ветеринара, пытавшегося посадить кошку на иглу, стало достоянием гласности, за него, естественно, вступились коллеги. Взволновались и защитники животных, поскольку напуганные ветеринарные клиники тут же отказались от наркоза. Минсельхоз и Минздрав были вынуждены спешно совместным приказом включить кетамин в перечень разрешенных в ветеринарии препаратов. Однако Госнаркоконтроль не собирается закрывать уже возбужденные дела. Хотя обвинение против г-на Садоведова вызывает у опытных юристов приступы смеха. «Уголовный кодекс предусматривает наказание именно за сбыт наркотиков какому-либо лицу, кошка же ни юридическим, ни физическим лицом не является, -- утверждает адвокат ветеринара Борис Савостьянов. -- Однако обвинение придерживается другой позиции. Я вчера предлагал вызвать животное в суд в качестве свидетеля, но мне сделали замечание».

По словам г-на Савостьянова, теоретически в действиях его подзащитного можно было бы усмотреть состав менее тяжкого преступления -- хранение кетамина без цели сбыта. Но в таком случае все доказательства должны быть исключены из дела как полученные во время проведения "спецоперации", недопустимой по делам этой категории. «Если же правительство все-таки утвердит размеры разовых доз и они будут соответствовать мировой практике, то, учитывая, что сбыта кетамина не было, деяние Садоведова будет вообще декриминализовано», -- считает адвокат.

Юрий КОЛЕСОВ