|
|
N°76, 27 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Призрак гражданской войны
В Таджикистане возобновляется противостояние кланов
Сразу после возвращения в понедельник из Москвы президента Таджикистана Эмомали Рахмонова в его стране начались тревожные события. В ночь на 24 апреля в поселке Туркобад Кофарнихонского района (неподалеку от Душанбе) совершено вооруженное нападение на квартиру некоего Якуба Гафурова, бывшего боевика таджикской оппозиции, который, как и многие другие его соратники, после мирного соглашения с правительством интегрировался в официальные силовые структуры и служил в министерстве обороны. В результате покушения сам он не пострадал, но погиб его сосед.
Нападавшие скрылись с места преступления на машине, однако свидетели утверждают, что видели среди них одного из руководителей районной милиции. Спустя несколько часов родственники погибшего нашли и жестоко избили его. На следующее утро люди в милицейской форме обстреляли в Туркобаде еще одного бывшего моджахеда оппозиции по кличке Бобо. Сотни жителей поселка вышли на улицу и потребовали от властей положить конец беспределу милиции. В самом райцентре, Кофарнихоне, стали собираться бывшие моджахеды и полевые командиры оппозиции.
Напряжение разрядилось только благодаря вмешательству одного из бывших лидеров таджикской оппозиции, а ныне первого вице-премьера Ходжи Акбара Тураджонзода. Он родом из Кофарнихона, где и живет по сей день. В эти дни бывший духовный лидер таджикских мусульман проводит отпуск за границей, но узнав о событиях, по телефону призвал земляков не доводить конфликт до столкновений и попытаться найти компромисс с властями. Люди его послушались.
Однако на следующий день произошла трагедия. 25 апреля из проезжавшей машины была брошена противотанковая граната во двор родственника того бывшего моджахеда, на которого покушались накануне. Во дворе в этот момент играли дети от 6 до 11 лет. Двоих разорвало взрывом, третий умер в больнице. Еще четверо получили ранения.
Осведомленные наблюдатели в Таджикистане считают, что эти события предвещают начало нового витка внутритаджикского конфликта. Противостояние между властями и примирившейся оппозицией, как и раньше -- во время гражданской войны, может носить кланово-местнический характер. Находящиеся у власти с конца 1992 года выходцы из Куляба (среди представителей этого клана -- сам президент страны, а также всесильный мэр Душанбе Махмадсаид Убайдуллаев) против оси Кофарнихон--Каратегин--Памир. При этом кулябцы практически полностью контролируют правоохранительные органы в районах «недружественных» кланов. В Кофарнихоне, в частности, вся милиция состоит из кулябцев.
Аркадий ДУБНОВ